Зеркало разума

Зеркало разума

Груз бессознательного не так легок, как могло бы показаться. И тем не менее, работая как наш союзник, бессознательное включает обширный резервуар знаний, мудрости и силы, что делает взятие контроля над нашим разумом не только плодотворным, но и стимулирующим. Жизнь – это процесс роста. Расти значит отпустить свое прошлое.

Иногда может казаться, что отпускать слишком сложно. Иногда  нам легко выкинуть из головы те вещи, которые мы не хотим помнить. Боль же и страх, которые остаются в памяти, немного тяжелее. Когда мы становимся старше, мы обнаруживаем, что мы в ответе за все в нашей жизни, но, пожалуй, я забегаю вперед. Все, с чем мы познакомились ранее, имело отношение к некоторой механике, которая может превратить нас в тень. Давайте рассмотри несколько вариантов.

Выбор

Отчего возникает разница между двумя детьми, воспитанными в одном окружении одними и теми же родителями, когда один из них превращается в нейрохирурга, а другой в жестокого преступника?

В чем разница между двумя пациентами, находящимися в больнице в одном и том же состоянии, но когда один из них всем нравится и нуждается в совсем небольшой дозе лекарств, а другой сильно страдает, несмотря на лекарства, и никто не хочет быть рядом с ним?

В чем же те неуловимые различия, которые позволяют одному человеку с определенным стилем жизни жить без болезней, а другой будет постоянно болеть, занимаясь теми же вещами? Почему что-то воспринимается одним человеком как стресс, а другого приводит в восторг? Ответ ясен, как день.

Работая над этой проблемой, я имел возможность пообщаться с широким кругом лиц в различном окружении, от заключенных, живущих под максимальным надзором, до больных смертельными болезнями в хосписах.

Через годы исследований мои наблюдения привели к следующей гипотезе: люди, которые больше всего страдают, считают себя жертвами. Классический сценарий жертвы в тюрьме в целом звучит таким образом: «На все воля Божья». Для заключенных это означает следующее: «Чем бы ты занимался? Где бы ты был? В конце концов, мой папа был алкоголиком, моя мама – проституткой, и соседский мальчик предлагал мне героин, когда мне было всего восемь.»

Дело в том, что окружающая среда и обстоятельства оставляют на нас глубокий след. Наша способность справляться с трудностями во многом зависит от нашего выбора и они во многом предопределены процессом нашего окультуривания. Таким образом, что бы еще могла сделать жертва такой трагедии?

Наш выбор основывается на наших убеждениях, а их мы перенимаем из нашей привычки быть жертвой. Вот пример того, как эта привычка определяет, кто мы и что мы.

Однажды мужчина, гуляя по улицам Манхеттена, проходил мимо высокого строения, состоящего из очень дорогих квартир. В то время, когда он проходил под одним из балконов, цветочный горшок, который стоял слишком близко к краю балкона, упал ему на голову и разбился. Теперь подумайте, что бы он мог сделать.

Как поступить? Что было бы нормальным в таком случае? Он бы мог поднять разбитый горшок и вернуть владельцам. Мог бы пожаловаться на идиота, который поставил горшок слишком близко к краю. Это самые распространенные ответы, которые я получал от людей, когда представлял эту ситуацию аудитории. Что бы еще он мог сделать? Например, он мог бы быть фаталистом. Вы знаете, судьба, чему быть, того не миновать, к тому же, может быть, удар по голове перемешал некоторые нейроны и теперь он сможет достичь высших границ сознания. Таким образом, он мог отнестись ко всему метафизически и действовать так, как будто этому было суждено случиться, и просто пойти дальше. Что еще он мог бы сделать? Скажем, он мог бы быть оппортунистом. Вы ведь знаете, что цветочный горшок упал с балкона богатой персоны. Дело передано в суд и простак-хозяин облапошен!

Что еще? Что бы Вы сделали? Может принести цветок к флористу, посадить в новый горшок и вернуть его назад как подарок с любовью? Могли бы Вы это сделать? Какой из всех этих вариантов по Вашему мнению может принести Вам больше пользы в виде счастья, чести и даже возможно здоровья?

Целитель внутри нас

Дело в том, что нормальный человек привык действовать как нормальный. Это означает, что у него есть право злиться и наказывать. Роберт Лэнг однажды сказал что-то вроде: «Нормальный человек обучил себя нормальности до абсурда» в своей книге «Политика опыта».

Эмоциональная реакция, повлекшая за собой злость – одна из таких абсурдностей. Когда человек становится нормальным, в его теле происходят изменения. Сначала ослабляется иммунитет, затем появляется состояние тревоги и депрессии, в организме в буквальном смысле вырабатываются химические вещества, токсичные для него.

Доктора Стивен Лок и Дуглас Коллиган подчеркнули в своей книге «Целитель внутри нас» эти неприятные эмоции. Жертвы на самом деле движутся к болезни, а неприятные переживания могут сами по себе явиться причиной определенных заболеваний (1986).

Гнев

Правильным в нашем случае про цветочный горшок было бы посадить его и вернуть как подарок. Этот выбор не чужд нам, но вряд ли кто-нибудь сделал бы так. Наш выбор является результатом наших привычек и все они давно и упорно взращивались в наших инкубаторах. Но давайте остановимся на минуту и посмотрим на одну из предпочитаемых в нашей культуре реакций человека из инкубатора.

Моя работа и исследования показали, что на каждый страх мы отвечаем гневом. Иногда гнев сдерживают, направляют внутрь, а иногда выплескивают наружу. Тем не менее, злости не существует без страха, кроящегося под ней. Итак, что же такое злость?

Мое изучение цикла страха и злости привело меня к следующему акрониму, который я часто использую, чтобы описать злость. З – задевающий, Л – личность, О – ответ, Й – идиота. Задевающий личность ответ идиота.

Если страх и злость цикличны, что же заставляет нас чувствовать испуг, беспокоиться или нервничать, злиться и отвечать агрессией на ситуацию, вроде той, когда со мной разговаривают тоном начальника, когда другой человек косо смотрит на меня, или просто когда меня увольняют из-за того, что я застрял в пятичасовой пробке. Ни одна из этих ситуаций не является опасной для жизни, однако, не для того ли существует гнев, чтобы обеспечит сохранение вида?

Доктор Карл Лапреш говорит о четырех П во введении к своим лекциям по общей психологии. Эти четыре примитивных стимула являются основой для большинства поведенческих реакций. Фактически, Карл  впервые предположил, что наивысшим актом человеческого сознания является торможение – в отличие от примитивных реакций, которые могут возникнуть в мозгу. Четыре П легко запомнить, они ориентированы на сохранение вида: поесть, подраться, повеселиться и потр… в общем, я имею в виду процесс размножения.

Почему же мы агрессивно отвечаем на стимулы, не угрожающие нашей жизни? Через какую лупу мы смотрим на некоторые события жизни? Что усиливает ощущение угрозы, хотя на самом деле за нами не гонится тигр? Моя ранняя гипотеза, касающаяся цикла страха/гнева в конечном счете привела меня к выводу, что осознаваемые угрозы были ориентированы на отрицание. Другими словами, наши индивидуальные внутренние ценности были отвергнуты. Хотя интересно, что для большинства из нас нормальная стратегия избегания отрицания сама собой является предельным отрицанием. В мире есть два пути быть связанным.

Первый – это если вас кто-то на самом деле связал, а второй – если Вы сами связали себя ниткой, отказываясь потянуть достаточно сильно, чтобы порвать ее или отпустить.

Многие из наших убеждений – результат последнего. Мы не отпускаем их. Как орел, воспитанный курами, мы знаем, чего от нас ожидают и определяем свое поведение соответственно. Таким образом, чтобы разрешить конфликт, мы создаем стратегии, разработанные, чтобы уберечь нас от отрицания. Среди этих стратегий наш механизм защиты, как и наше отношение, движется по направлению ко всему, с чем мы встретимся в жизни.

Когда я был мальчишкой, мои реакции определялись штампами, которые я годами называл синдромом «Не-нет». На многих своих лекциях, которые я читал в Америке и Европе, моя аудитория уверяла, что мой опыт не уникален. Более того, это было правилом. Если обобщить, то большинство из нас были воспитаны на выражениях типа «Ты еще маленький». «Ты глупый или это глупо». «Дети для того, чтобы на них смотрели, а не слушали». «Не делай этого». «Ты этого не умеешь». И так далее, множество других подобных штампов.

Мы развиваем обратные стратегии, чтобы справляться с негативом. Например, когда я был маленьким, мне часто говорили, что я недостаточно силен или умен. Моя защитная стратегия была компенсацией, ориентированной на агрессию. Результат был ужасающим.

Я не только пытался отравиться, но и постоянные попытки судить мои поступки делали меня все более агрессивным. Мои взаимоотношения портились и/или были уничтожены. Вы можете представить разрушение, царившее в моей жизни. Единственным методом устранения проблем была агрессия, враждебность была нормой.

Через годы жизни и работы я понял, опять же, что эта стратегия не уникальна. Обстоятельства могут варьировать от индивида к индивиду, но содержание урока никогда. Результат для многих из нас – механизм, называемый виной. Это опять напоминает нам о заключенном, чей папа был алкоголиком и так далее. Увы, свет знаний загорелся для меня только через годы работы и исследований.

Вина

Здесь проходит нижняя граница: пока кто-то обвиняет что-то или кого-то, он эффективно связаны по рукам и ногам. Нет ничего, что он мог бы сделать.  Такие люди - жертвы обстоятельств. Им не остается ничего другого, как хныкать. Как жертвы, они беспомощны. Как жертвы, они даже получают такие поощрения, как симпатия, внимательность, особая забота и т.д. Но как жертвы, они не в ответе за обстоятельства и/или свои ответы.

Разрабатывая эту теорию, я обнаружил, что, несмотря на окружение, от больницы до тюрьмы, страдание было прямо связано с чувством вины или признанием себя жертвой. Более того, я обнаружил, что у самостоятельных личностей все наоборот. У людей, которые считают себя ответственными за свою жизнь и находят творческие выходы из сложных ситуаций, которые, например, вернут цветок, посадив его в новый горшок.

Эти ответственные личности в ответе за свой внутренний мир. Их секрет был прост, они не злятся и не винят никого. Они не обязательно принимают всех и все, в некоторых случаях даже наоборот, но они не тратят время на злость, ограничивая свои возможности и лишая себя силы из-за вины. Они берут на себя инициативу и ответственность за свои поступки, решают проблемы позитивно. В противоположность хныкающей жертве, они те, кто они есть, и понимают это.

Ученые провели один интересный эксперимент, который был повторен много раз. Он затрагивает влияние чувства надежды/беспомощности, которое может повлиять на физическое здоровье. Собаки были помещены на поводки Павлова, и не могли ничего сделать, когда психолог Университета Пенсильвании, Мартин Селигман, подавал заряд электрического тока в рамках эксперимента, изучающего эффекты беспомощности.

Селигман предполагает, что многие из нас научены, что в рамках некоторых обстоятельств нельзя ничего сделать, чтобы их изменить. После того, как собаки подверглись воздействию электрического тока,  их поместили в клетки, одна половина пола которых была оборудована решеткой, которая могла ударить током, в то время как другая сторона клетки, отделенная низким барьером, была безопасна.

Селигман сделал несколько выводов. Собаки, которых не содержали на поводках, хаотично бегали вокруг, когда впервые почувствовали разряд. Они научились перепрыгивать через маленькую стенку и тем самым избегать разряда. Они так хорошо натренировались, что когда включалось электричество, они просто вставали и перепрыгивали через стенку. Однако, собаки, которые содержались на привязи, побегав, как и первая группа собак, скоро останавливались и только скулили. Они пассивно принимали разряд. Ощущение себя жертвой продемонстрировало негативное влияние на иммунную систему.

Ноэтический институт основал много исследований на том, что нынче называется ПНИ, или психоневроиммуннология, и суть работы ясно показывает, так же как и все литературные обзоры по здоровью души/тела, что вредоносные эффекты определенных ментальных процессов на тело могут буквально убить. Я ничего не могу поделать – беспомощность – жертвенность – такое отношение является одним из наихудших ментальных процессов, который может возникнуть у человека вне зависимости от его источников.

Считается, что прогнозы врачей лучше отражают продолжительность жизни пациентов, чем планы пациентов на будущее, их ответственность относительно болезни и/или их ожидание исхода. Врачам были даны опросники, которые выявляли их отношение к роли пациентов в излечении. Оказалось, что пациенты тех врачей, которые не верили в возможность влияния пациента на свое здоровье, умирали.

У пациентов тех врачей, кто в целом согласен с тем, что разум играет огромную роль в здоровье пациента даже в случае болезни, угрожающей жизни, уровень выживания был более, чем на 30% выше всех респондентов, и срок их жизни был в среднем до трех лет выше прогнозируемого. Предполагается, что люди должны полностью принимать ответственность за свою жизнь и ментальные процессы, даже если это означает противостояние влиянию других.

Практичным было бы перебороть, или перерасти, это состояние. Еще раз, это настолько просто, насколько и сложно – сложно поверить и сложно сделать. Ответ – прощать! В моем исследовании мы начали использовать три утверждения, которые являются когнитивным инструментами для освобождения жертвы. Они называются умением прощать и состоит из трех утверждений: Я прощаю себя, я прощаю других, я прощен.

Когда вы прощаете, вы не можете обвинять. Ясли Вы не обвиняете, то чрезвычайно сложно разозлиться. Того, на что Вы не злитесь, вы не можете бояться. Жизнь – это просто чудо и жизнь – это процесс накопления чудесного опыта. Поэтому каждая мысль или поступок становится ориентированной на другое. Когда Вы принимаете ответственность за все во вселенной, то наращиваете мощь для изменений. Настоящие изменения происходят в Вас и таким образом, Ваш опыт в жизни и себе становится качественно измененным практически сразу.

Вы в ответе за свой внутренний мир, и Ваши убеждения, отношения и эмоции для Вас много значат. Ваше здоровье, наслаждение жизнью, Ваша способность становиться тем, кто Вы есть, неизменимо вовлечены в Вашу способность прощать и отпускать.

Но, увы, Вы можете сказать, это все слишком просто и дальнейшая жизнь – дерьмо и мы умираем. И я уверен, что Вы найдете многих, кто с Вами согласится. И все же, если Вы хотите увидеть скотный двор с неба, раскройте свои крылья и смотрите. Смотреть – значит верить. Попробуйте.  Я обещаю, Вам понравится.

Альтернативы

Выбор, который мы делаем, выбор, который мы рассматриваем, путь, который мы выбираем – наша ответственность и наш стимул. Моя мать говорила: «Существует не один способ, чтобы снять шкуру с кота». Ну что ж, я вегетарианец и скальпирование кошек не для меня. И все же, идея очень проста. Всегда существуют альтернативы нашим интерпретациям и ответам.

Мне нравится считать до десяти. На самом деле, это хороший путь сохранить старую поговорку: «Сосчитай до десяти, прежде чем ответить». Каждый счет сопровождается альтернативной реакцией/ответом. Мне нравится, дойдя до третьего или четвертого счета, думать о защите, противопоставляя ее моей реакции. Дойдя до седьмого или восьмого счета, уже начинаешь стремиться к более духовно удовлетворяющим идеям.

Благодаря конечному результату, начинаются неуловимые сдвиги в персональном контроле и нашем общем ощущении бытия.

Источник: http://www.mindmint.com
Перевод: Никонов Владимир




ООО «Компьютерия», г. Москва, ул. Кольская, дом 1, строение №3
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 180-99-52, 189-23-78, 8 916 164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс