Программа "Пентада"
Предыдущие структурные системы – триада и тетрада – служат описанием и помощью в понимании, что такое структура, тогда как пентада помогает увидеть, как работают программы вообще. Программа Пентада раскрывает, что значит "рабочая" программа и какие связи с миром выстраивает любая структура.
Чтобы разобраться с программой Пентада нужно понимать, что любой объект или процесс, любая структура, имеет форму и занимает определенное место в пространстве. И познавая, изучая любой объект или процесс, нас в первую очередь интересует не столько вещь сама по себе, сколько ее динамика, трансформации, то есть возможности развития процесса (структуры). Познавая структуры, мы говорим в том числе об отношениях, то есть полезности или неполезности, приятии или неприятии, необычности, отличительности структуры. Познавая какую-либо вещь, нам интересен аспект применимости, практического использования, то есть взаимоотношении вещи с окружающим миром. Возможность вещи быть не только “вещью в себе” определяет ее
потенциальность, что является главным признаком пентады.
Можно сказать, что триада и тетрада до какой-то степени абстрактны, тогда как пентада практична. Пентада содержит в себе структурные элементы – границы, отделяющие внутреннее, сущность, вещь в себе, от внешнего, ее значения и потенциальности.
Рассмотрим подробнее.
Первая структурная точка пентады – центр – это определение объекта или процесса в понятийном поле, проще говоря его название или его сущность. То есть говоря о том, что, например, чашка – это чашка, или зима – это зима, мы подразумеваем точку в понятийной системе, в которой сконцентрировано значение вещи.
Применительно к оператору, точкой пентады будет являться понятие “Я”. Говоря “Я”, мы определяем значение себя, как индивидуума, что может включать тело, мысли, эмоции, память и т.д. Или другой пример, говоря “чашка”, мы подразумеваем определенную форму, материал и т.д., то есть то, что заставляет нас смотря на чашку говорить “чашка”, а не “стакан”, “стол” или “книга”.
Однако кроме точки в понятийном поле структура пентады включает и сферу взаимодействий с окружающим миром.
Сфера взаимодействий – это все то, с чем структура потенциально может вступать в контакт. Это точка
значимости. В этом ключе все то, что обладает малой сферой взаимодействий
менее значимо для мира, чем то, что обладает большой сферой взаимодействий. Например, значимость чашки для мира определяется людьми, которые из нее пьют или используют иначе. Для мира значимость чашки, которая пылится в углу и не используется низкая. Значимость человека для мира определяется людьми, с которыми необходимо общаться (имеется в виду не только вербальные личные контакты, но и, к примеру, взаимодействие при помощи своего творчества) и предметами, с которыми он взаимодействует, например, в процессе того же творчества.
Но каким образом эти круги и точки связаны с пентадой?
Две точки – название (сущность) и сфера взаимодействий – две структурные точки, две границы пентады. Две других точки или границы пентады – это источник и цель. Надо понять, что в реальности все структуры взаимосвязаны и не выделены из реальности. Большой мир, или реальность, в которой мы существуем, влияет на нас и нашу сферу взаимодействий постоянно (источник). Точно так же, как человек обладает способностью влиять на мир через сферу взаимодействий (цель). С одной стороны, мы возникаем из мира, с другой, оперируем в нем, реализуемся, развиваемся и трансформируемся, имея и используя сознательные или несознательные цели. Приходя в этот мир, мы имеем личностный код, или набор исходных данных – физическое тело, место и время рождения, генетическая наследственность, пространство, в котором находимся, окружение, национальные и культурные данности и т.д., что является неотъемлемой частью нас.
Однако в течение всей жизни мы ищем способы развертывания своих данностей, ищем свой путь, предназначение, выходим за рамки культурных и географических данностей. Это развертывание не охватывает весь большой мир, однако расширяется в соответствии с нашими задачами, целями. Ставя себе цель, нужно учитывать свои данности, границу, устанавливаемую источником. Например, если человек решил развернуть свои данности в сферу культуризма, стать “качком”, нужно убедиться, что тело вынесет большую нагрузку, что есть потенциально большая физическая сила, соответствующие возможности и функции, или лучше стать философом.
Пятой границей, или точкой пентады является ценность - потенциальная природа, как некий внутренний максимум, идеал, образ самосовершенствования. Ценность в том числе наделена амбициями, параметрами эго, самостью. Ценность максималична и всегда значительно отличается от текущей реальной ценности в мире. При этом ценность часто относится к скрытым, невыявленным ресурсам и в текущем статусе чаще всего невидима. Ценность отображает нечто недостижимое, определенное совершенство. Ценность структуры отражает возможности, которые могут быть реализованы, а могут быть нереализованы в реальности, как большом мире.
Суть работы программы Пентада в 10 программных связях, существующими между пятью точками, границами пентады.
10 программных связей пентады определяют обмен и взаимность.
Программу "Пентада" можно назвать ключом к реализации. Ощущение нереализованности, потерянности, отсутствие цели, непонимание своего места в жизни, ощущение несправедливости со стороны мира и многие другие негативные проявления возникают только от того, что отсутствует одна из программных связей пентады. Как видно, сфера взаимодействий имеет связи со всеми остальными четырьмя точками. Все внутреннее и внешнее имеет связь друг с другом через сферу взаимодействий. Так же, как все внутреннее и внешнее имеет свою цель и ценность. Пентада практична и магична тем, что познание и медитация на любую из связей открывает человеку новые пути и позволяет решить массу внутренних проблем.
Так, из связей пентады видно, что любая вещь, человек или процесс, ценимое только само по себе, а не согласно цели, которой служит, теряет место в мире и как следствие теряет свою ценность и большую часть своего смысла. Однако и сугубо утилитарное использование вещей или утилитарный подход к человеку ставит под сомнение его целостность. Если человека уважают только за то, каким целям он служит, каков он есть, чего достиг, его ценность снижается. Если отношения служили только путем к цели, то завершение, достижение цели, сводится к аннигиляции, исчезанию ценности. Сущность будет проглочена целью и внешний мир захлестнет внутренний.
Взаимосвязь существует и между источником и названием (сущностью, вещью в себе). Источник не является всего лишь местом, откуда мы пришли и чтобы удалиться от него и никогда не возвращаться. Отделяясь от источника, корней, данностей, мы теряем также связи между источником и целью и источником и сферой взаимодействий. Мы всегда должны опираться на источник, и чтобы не быть в долгу, всегда что-то возвращать источнику.
Связь между источником и ценностью проявляется в том, что любая структура существует, с одной стороны, из факта ее фактического существования, с другой стороны, из скрытых, непроявленных возможностей, которые часто невидны (отсутствие структурной связи). Другими словами, смотря на вещь, процесс или человека, всегда нужно иметь в виду не только текущее положение вещей, а скрытую потенциальность. Иногда эти возможности очевидны, если человек или вещь проделал значительный путь к реализации потенциала, а иногда скрыты, и чем больше скрыто, тем больше потенциал ценности. Можно сказать, что в реальности актуализация потенциала не настолько важна, насколько это зачастую видится. Нереализованный потенциал можно назвать идеалом, или мечтой, стремлением, которое никогда не удовлетворяется. Удовлетворяется цель, ценность всегда находится вовне. И здесь важна связь между ценность и источником, это горизонтальная связь, охватывающая все уровни существования структуры. Взаимосвязь между фактической ценностью и недостижимой ценностью лежит в основе развития. С одной стороны, источник определяет фактические границы существования. С другой стороны, образ совершенства, идеала, мечты является движущей силой. А в центре между источником и ценностью, а также в центре всей структуры, находится сущность, которая может оставаться прежней, снижать свою ценность или устремляться вверх, приближаясь к идеалу. Однако эта же сущность имеет связь со сферой взаимодействий, которая должна быть учтена и при постановки цели. Как пояснялось выше, ценность зависит от сферы взаимодействий. Это означает, что ценность структуры тесно соприкасается с целью, в которой находит свою реализацию. Связь между ценностью и целью подразумевает условия исполнения, а связь между сущностью и целью – реальность исполнения.
Другая вертикальная связь между целью и сферой взаимодействий определяет ресурсные возможности для достижения цели, таким образом, две вертикальные связи определяют область возможностей структуры во внутреннем и внешнем аспекте. Можно сказать, что треугольник с вершинами в сущности, источнике и целью описывает все то, что представляет из себя структура сейчас, а треугольник между сущностью, источником и ценностью описывает пространство, к которому структура может потенциально принадлежать и все то, чем структура может стать.
Связь между источником и целью определяет область возможностей в том пространстве, в малом субъективном мире или картине мира, где существует структура. Структура не может находиться вне источника или ценности, также как и вне цели. Реализация всего в этом мире имеет предел, определяемый связью между источником и целью. Эта ограниченность не должна восприниматься фатально, эта область определяет пространство, где человек трансформируется. Собственно, размышляя о своем предназначении, месте в мире, или месте человечества во Вселенной, мы выстраиваем связь между источником и целью.
Для работы с пентадой можно сделать себе наглядную модель, взяв, к примеру, пять колышков и навязав ниточки между ними. Подкручивая одну из ниточек можно наглядно увидеть, как работают связи пентады. Работая с пентадой, можно обнаружить, что она может изменять внутреннее состояние человека, это ее потрясающее свойство. Она позволяет понять наглядно, зацепиться нашему вниманию за глубинное ощущение работы структур. В процессе работы с пентадой можно ощутить полноту взаимосвязей всего в реальности, которая упускается из виду в обычной жизни.