Настройка мозга и изменение состояния сознания

Настройка мозга и изменение состояния сознания

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Наши исследования неординарного состояния сознания подтверждают концепцию Юнга (C.G.Jung), утверждающую, что в наших снах и видениях мы можем сталкиваться с вымышленными явлениями, которые не принадлежат нашей культуре, нам не было ранее известно о них из книг, произведений искусства или общения с другими людьми.

Это мир «коллективного подсознания», бесконечный океан знаний, из которых мы «лепим» свои видения. В наш век продвинутых технологий мы могли бы сравнить это коллективное подсознание с передающей станцией, которая беспрестанно транслирует каждый бит информации, когда-либо передаваемой по радио или телевидению.

В любой момент мы можем «переключить каналы», изменяя канал повседневной жизни, на который мы обычно настроены, на огромное количество других каналов, пересекающих границы времени, пространства и даже биологического вида.

Практически невозможно себе представить эту информацию, которая постоянно окружает нас, и в которую мы можем окунуться, когда пожелаем. Но наша аналогия с радиоволнами дает нам приближенное представление необъятности информации, которая доступна нам через коллективное подсознание.

Станислав Гроф (Stanislav Grof)
«Холотропное сознание» (Holotropic Mind)

Возможности измененного состояния

Первый шаг к активному, систематическому и результативному использованию вашей майнд машины – это научиться использовать ее для изменения состояния.

Это был классический кошмар пассажира подземки: час-пик на Манхэттене в знойный летний день. На линии подземки в деловой части города мы потели, стиснутые так тесно, что никто не мог и рукой пошевелить. Вдруг поезд затормозил. Смолк гул мотора. Поезд остановился совсем. Волной прокатился многоголосый стон. Потом погас свет.

Стон стал громче. Откуда-то из недр толпы раздался крик ужаса: «Эй, здесь у человека сердечный приступ!» Раздались призывы открыть окна, кто-то кричал, что ему нечем дышать. «Мне нужен воздух! Мне нужен воздух!» Крики паники слышались отовсюду. Я и сам почувствовал, что мне тяжело дышать.

Голос кондуктора по громкоговорителю сообщил, что на станции 34я Улица кто-то прыгнул на рельсы, и нам придется ждать, пока ситуация прояснится. Итак, тогда как некоторые продолжали кричать в панике, большинство из нас погрузились в темноте в нормальное для Нью-Йорка состояние, которое можно назвать Обычная Чрезвычайная Ситуация.

Я в то время находился в середине процесса написания книги о флотационной камере и принимал сеансы флотации несколько раз в неделю. Мне пришла в голову мысль использовать эту ситуацию, как пребывание во флотационной камере. В конце концов, как и в камере, здесь была полная темнота. Так что я овладел дыханием, замедлил его и представил себе, что я мирно и блаженно плаваю во флотационной камере. Я вспомнил тяжелую легкость, которая наполняла мои конечности, когда я находился в камере, чувство освобождения, ощущение плавучести, свободы от гравитации, в темном, необъятном пространстве. И вот свершилось – через несколько секунд я почувствовал, как напряжение совершенно оставило мое тело. До этого мне было трудно дышать, но теперь моя грудная клетка расслабилась, и я дышал глубоко и легко. Напряжение на лице сменилось улыбкой. Я плыл… Через мгновение умиротворения и отдыха я вдруг вспомнил, где я нахожусь и рассмеялся. Ситуация приобрела для меня ужасно комичный вид. Я расслабился.

Это был один из моих первых опытов произвольного изменения состояния. Изменив свое ментальное состояние, я изменил состояние своего тела. А изменив состояние сознания/тела, я был способен изменить свое настроение и отношение к ситуации. В самом прямом смысле я был способен изменить свою реальность. Это был прямой результат моего опыта применения майнд технологии – флотационной камеры.

Состояния вдохновения и подавленные состояния

Все мы знаем, что такое разные состояния, потому что мы в каждый момент нашей жизни находимся в каком-нибудь состоянии. Некоторые из состояний, в которых мы пребываем, очень приятны: радость, удовольствие, уверенность в себе, вера, любовь, концентрация; экстаз, энергия, люцидность, ясность, храбрость, определенность и т.д. Это все состояния вдохновения, так как в этих состояниях мы можем действовать и мыслить позитивно, доводить дела до конца, наслаждаться жизнью.

Эти состояния поддерживают нашу природную, базовую возможность – возможность существовать. Эти состояния вдохновения необходимы для достижения превосходного, пикового исполнения или пиковых ощущений.

Другие состояния, в которых мы можем находиться, не так приятны: страх, тревога, депрессия, печаль, разочарование, чувство неудовлетворенности, беспомощность, гнев, смущение, слабость, тщетность, одиночество, чувство вины, скука, истощение. Это подавленные состояния, т.к. они производят эффект препятствия, разрушения, подавления, угнетения, блокировки наших возможностей достижения пикового исполнения или пиковых ощущений. Порой они могут становиться угрозой нашему существованию.

Память, зависимая от состояния

Как я уже упоминал, ученые обнаружили, что наша память «зависит от состояния»: то, о чем вы узнали, чувствуя себя счастливым, лучше вспомнится, когда вы счастливы; то же, что вам запомнилось в состоянии печали, вспоминается лучше, когда вы печальны.

Согласно доктору Гордону Бауэру (Gordon Bower) из стэндфордского университета, одному из пионеров – исследователей зависимости памяти от состояния, «разные состояния – это библиотеки, в которых человек размещает записи своей памяти.

Конкретная запись может быть воспроизведена, только если вы вернетесь в эту библиотеку».

Гордон Бауэр
Гордон Бауэр

У каждого из нас имеется опыт поисков, например, ключей от автомобиля, которые вы не положили на свое место. После некоторого периода бесплодных поисков вы останавливаетесь и пытаетесь размышлять: «Что я делал в тот момент, когда я в последний раз держал ключи в руках?» Если мы успешно «оживляем» в памяти последний случай, когда мы держали в руках ключи, мы обычно вдруг вспоминаем, где они находятся, это приходит как моментальная вспышка внезапного «я знаю».

Другими словами, мы, вспоминая, пытаемся вернуться в то состояние, в котором пребывали, когда держали ключи в последний раз, мы вызываем память, зависимую от состояния.

Если взглянуть на это по-другому, текущее состояние, в котором мы находимся, действует как магнит для воспоминаний, связанных с этим состоянием. Когда вы в печальном настроении, вы притягиваете печальные воспоминания и ассоциации.

Например, в Нью-Йорке есть улицы, которые в моей памяти навсегда связаны с моей первой любовью и нашими отношениями. Когда я испытываю меланхолию и прогуливаюсь по этим улицам, куда бы я ни бросил взгляд, я вижу внутренним взором вещи и события, которые взывают к жизни печальные и меланхоличные воспоминания. Однако когда я счастлив, то во время прогулок по тем же самым улицам все напоминает мне о моментах радости и любви – все, что я вижу, наполняет меня радостью. Это зависит от моего настроения.

Поведение, зависимое от состояния.

Многие из нас живут с убеждением, что наши состояния это то, что случается с нами. Что это как атмосферный фронт – накрывает нас, принося с собой солнечные дни, бури, перемену давления, и все это вне нашего контроля. «Хотел поехать сегодня на побережье, да погода дождливая». «Хотел поиграть с детьми, да только сейчас я слишком зол для этого». «Я хотел бы бать ласковым и нежным с супругой, но как раз сейчас я устал и подавлен. Может быть, позже я буду более к этому склонен». Мы ведем себя так, потому что мы находимся в определенном состоянии.

То, о чем мы здесь говорим, есть нечто большее, чем память, зависимая от состояния – это поведение, зависимое от состояния. В огромной степени наше состояние влияет на наше поведение.

Представьте, что вы, пребывая в состоянии страха, входите в комнату, полную людей. Или вам нужно прочитать лекцию перед незнакомой аудиторией. Каково будет ваше поведение? Теперь представьте себя в другом состоянии – счастливым и уверенным в себе – и войдите мысленно в ту же самую комнату или предстаньте перед той же аудиторией. Ваше поведение будет абсолютно иным, нежели в состоянии страха. Итак, вы видите, до какой степени наше поведение зависит от состояния, настроения.

Подумайте о других типах состояния человека. Когда мы спокойны, расслаблены, уравновешены и счастливы, склонность к определенным типам поведения – курить, выпивать, переедать, принимать наркотики - значительно отличается от тенденции вести себя подобным образом, когда мы пребываем в таком состоянии, как страх гнев, депрессия, тревога.

Эти нежелательные паттерны поведения также зависят от нашего состояния. А это означает, единственно и бесспорно, что если мы сможем изменить свое состояние, мы изменим и свое поведение.

Исключительные состояния

Как нежелательное поведение зависит от нашего состояния, так и исключительно желаемое поведение зависит от него. Вспомните тот последний случай, когда вы провели свой великолепный удар, который привел в ярость главу вашего гольф-клуба, выстрелив на 300 ярдов прямо по фарватеру… Или когда вы испытали прорыв, творческое озарение, которое дало вам внезапное решение проблемы, мучающей вас долгие годы…

Или когда вы с вашим партнером испытали ошеломляющий, потрясающий сексуальный экстаз… Каким было ваше состояние? Если вы сможете вспомнить это состояние во всей его полноте и сможете войти в него, когда будете в следующий раз отправлять в полет мяч в гольф-клубе, захотите выучить или понять что-то новое или заняться сексом, вы сможете выполнить еще один свой великолепный удар, получить творческое озарение или пиковые сексуальные ощущения.

Спортсмены знают это интуитивно и поэтому совершают этот причудливый, на первый взгляд, ритуал в попытках снова войти в пиковое состояние. Понаблюдайте за прыгуном в высоту, как он подтягивает штаны, сплевывает, опускает голову – именно так, а не иначе – потом разводит руки в стороны, делает шаг вперед, назад, опять вперед, опять назад, и делает паузу перед тем как побежать вперед, к перекладине.

Понаблюдайте за бейсболистом, когда он дважды ударяет своей битой по щиту, трижды замахивается ею, сплевывает, дергает футболку за правый рукав, затем за левый рукав, кладет руку на макушку шлема, еще дважды замахивается битой и один раз бьет по щиту, сплевывает еще раз и только потом заводит биту за спину и стоит, готовый делать подачу.

Сознательно или бессознательно, спортсмены всегда стараются вспомнить самих себя, какими они были в памятные моменты пикового исполнения, пытаясь войти в то состояние, в каком они были в последний раз, выполняя совершенный прыжок, великолепный замах.

Они понимают, что если получиться снова по-настоящему войти в то состояние, в котором они пребывали в момент последнего пикового исполнения, они смогут совершить это снова.

Поскольку наше поведение до такой степени зависит от нашего состояния, то мы, если бы смогли каким-то образом войти в такое состояние исключительного исполнения, как спортсмены, которые демонстрируют чудесные достижения, мы тоже смогли бы добиться совершенного исполнения.

В своей книге «Суперпамять» (Supermemory) Шейла Острандер (Sheila Ostrander)и Линн Шредер (lynn Schroeder) задаются вопросом:

Как можем мы вновь обрести то, что, познанное единожды, было нами утрачено? Почему мы используем лишь чуточку из того, на что изначально способно человеческое существо?


Шейла Острандер и Линн Шредер

Может быть, мы не можем сполна вкусить и насладиться волшебным сиянием звезды суперпамяти олимпийского прыгуна в высоту, блестящего бизнес стратега, даже чудесными способностями к исцелению собственного организма просто потому, что мы не знаем, как войти в состояние, в котором эти способности оживают. Если мы и попадали в такое состояние волей случая, то мы не умеем снова войти в него, когда это необходимо.

Жизнь случается

Состояние контролирует поведение. Но, как я указывал ранее, многие считают, что наше состояние само приходит к нам, случается с нами. Мы грустны – так мы и будем грустить, пока не перестанем быть грустными. А раз мы грустим, то и будем вести себя определенным образом, совершенно отличным от того, как мы вели бы себя, если бы были счастливы.

Итак, поскольку наше состояние контролирует поведение, то до тех пор, пока мы будем верить в то, что наше состояние, настроение случается с нами, как погода, мы в большой степени будем верить, что и наше поведение само случается с нами.

Это образ, который владеет большинством. «Эй, Вэлли, зачем ты так оскорбил своего босса?» «Ну, гм, не знаю, я просто был так сердит, а он все говорил и говорил, а я все больше и больше злился, и… это просто случилось». «Эй, Кэрри, ты же вроде бросила курить?» «Ну да, но зазвонил телефон, и мне так важно было сделать эту продажу, а тут вдруг сигарета оказалась в моей руке, и я затянулась. Это просто случилось».

Утверждать, что наше поведение само случается с нами – значит утверждать, что мы не несем ответственности за свое поведение, как не несем ответственности за погоду. Да я знаю, что ем слишком много/ курю слишком много/ выпиваю слишком много, но я сейчас в печали и депрессии, потому что рухнули мои отношения с любимой. Имеется в виду, что погода рано или поздно изменится, печаль и депрессия уйдут и проблема с перееданием, курением и выпивкой исчезнет сама по себе. Неприятности случаются со всеми. А потом они уходят, и приходят другие неприятности.

И тут впору вспомнить знаменитую философскую надпись нашего века, начертанную на футболке и на бампере мотоцикла: ДЕРЬМО СЛУЧАЕТСЯ. К чему негласно добавляется недоказанное, но подразумеваемое: И Я ТУТ НИ ПРИ ЧЕМ.

Дисфункциональные состояния

Уверенность в том, что мы не ответственны за свое поведение, привела в последние годы к особенному культурному явлению: нежелательное, предосудительное поведение называется теперь склонностью к чему-либо, пагубной привычкой. Ведутся споры, что пагубная привычка – это болезнь. Так же, как мы не осуждаем страдающих тяжким заболеванием, таким как диабет или анемия, которое разрушает человеческую жизнь, мы не можем осуждать людей, имеющих пристрастие к наркотикам, алкоголю или курению, что также разрушает их жизнь.

Лучшим способом излечиться от недуга пагубной привычки принято считать двенадцатишаговый процесс, который впервые начал применяться в Клубах Анонимных Алкоголиков (АА). Первый и самый существенный шаг в этом процессе – признать свою зависимость от наркотиков или алкоголя. Так же важно признать, что это заболевание неизлечимо. После признания факта неизлечимости пагубного пристрастия и своего бессилия против него больной взывает к Господу и Высшим Силам и просит их изменить нежелательное поведение. Эта двенадцатишаговая программа работает, по крайней мере, она помогла многим наркоманам и алкоголикам. И более 40 лет эта программа применялась исключительно к алкоголикам и наркоманам.

Потом, в 1980х годах в мире возобладала идея, что мы можем попасть не только в классическую зависимость от алкоголя и наркотиков, но и в зависимость от других паттернов поведения. Поскольку «статус заболевания» и двенадцатишаговая программа лечения были эффективны при лечении зависимости от алкоголя и наркотиков, многие уверовали, что этот же статус заболевания и двенадцатишаговый метод будут также эффективны и полезны при лечении других типов зависимости.

Этот распространяющийся процесс начался с тех, на чьи жизни алкоголь и наркотики так или иначе влияли: это мужья, жены, дети алкоголиков и наркоманов – члены так называемых «неполноценных семей». В двенадцатишаговых группах поддержки для лиц, связанных эмоционально с алкоголиками, таких как Аль-Анон (Al-Anon) и Взрослые Дети Алкоголиков (Adult Children of Alcoholics, ACOA) мужья, жены, дети наркоманов и алкоголиков проходили двенадцатишаговую программу, для того чтобы признать свою собственную беспомощность перед зависимостью и поведением своих близких и признать свою собственную «зависимость» от своих ущербных членов семьи.

И вдруг, через несколько лет, появилось удивительное разнообразие пошаговых программ и групп поддержки, основанных на принципе АА, для людей, желающих преодолеть свою «зависимость» от секса, еды, денег, режима питания, шоппинга, гнева, романтизма, мужчин, работы, лени, физкультуры, приема пищи с последующей рвотой, телевидения, хранения использованных балетов и многого другого. А как следствие возникли другие группы поддержки – для родственников людей, зависимых от еды, денег, гнева и т.д.

Сегодня теоретически любое поведение, которое может привести к нежелательным последствиям, классифицировано как зависимость и вплетено в сеть пошаговых программ и групп поддержки.

Статус зависимости чрезвычайно седуктивен. Если эти типы нежелательного поведения являются зависимостью, тогда они, согласно общепринятому определению, являются болезнью, а мы не несем ответственности за свои болезни или за болезни наших родителей, супругов, любимых людей.

И, конечно, первый шаг к преодолению зависимости, как принято в двенадцатишаговых группах, - это признать и принять свое бессилие перед зависимостью. Если мы бессильны, мы не несем ответственности. Тогда значит, мы являемся жертвами нашего заболевания. А члены неполноценных семей – вдвойне жертвы, потому что они вовлечены в область влияния нежелательного поведения своих родных не по причине собственных действий и поступков, но по причине действий их зависимых родителей, членов своих неполноценных семей. Все эти вредные типы поведения есть результат зависимости, которая, в свою очередь, является болезнью, что означает, что мы ни в чем не виноваты.

Мы не несем ответственности. Наше поведение «случается» с нами. Это – результат нашего душевного состояния, а наше душевное состояние – результат нашей жизни в неполноценной семье. Наше дисфункциональное поведение – это результат дисфункциональных состояний мозга, которые есть продукт нашей жизни в неполноценной, ущербной семье нашего ущербного детства. Мы должны признать, что мы бессильны. Дерьмо случается.

Переключение каналов на телевидении жизни

Ключевым открытием Мозговой Революции, а также ключевой мыслью этой книги является факт, что состояние нашего мозга (а значит, и наше поведение) находится в сфере нашего влияния и контроля.

Мы не бессильны. Мы не являемся жертвами нашего прошлого или нашего окружения. Доказательства современных ученых неврологов абсолютно очевидны: мы можем намеренно, быстро, по своей воле изменять свое состояние.

Это открытие, которое многие люди не раз делают в продолжение своей взрослой жизни. Это открытие, которое многие из нас делают снова и снова, в разных состояниях и разных контекстах до тех пор, пока это не перестает удивлять нас и не становится очевидным и поддающимся произвольному воздействию явлением. Я уверен, что такое открытие – есть суть и основа нашего здорового взрослого существования.

Одним из первых случаев, когда я сделал такое открытие, был, как я уже рассказывал, случай, когда я прокладывал свой путь земляного червя по проекту исследования в области биологической обратной связи в нью-йоркском университете и обнаружил вдруг, что я могу «кликнуть» клавишу альфа и «запустить» нужное состояние, если проделаю определенные вещи с моим мозгом. И что, запустив требуемое состояние - увеличив альфа активность, - я могу изменить свое настроение. Я обнаружил также, что мне не приходилось продолжать испытывать полученную эмоцию, если я этого не хотел. На своем собственном опыте я познал процесс изменения состояния. На своем собственном опыте я познал, что наше поведение зависит от нашего состояния, что наше поведение не «случается» с нами – мы сами выбираем свое поведение.

Один из способов, которым мы выбираем свое поведение – это выбор ментального состояния. Если существуют определенные типы поведения, которые мы хотели бы изменить, то для того, чтобы их изменить, нам нужно научиться изменять свое ментальное состояние. А это не просто доступно – этому легко научиться. Так же, как мы переключаем каналы своего телевизора, мы можем переключаться с подавленных состояний на состояния вдохновения: научившись переключать каналы телевизора жизни.

Умение изменять свое ментальное состояние – это ключ к тому, чтобы стать здоровой, функциональной взрослой личностью.

Центральной движущей силой эволюции человечества и ключом к познанию истории человечества всегда было изучение техник изменения состояния человека. Люди всегда были неутомимы и решительны в своих попытках разработать надежные техники изменения состояния.

Методам, которые они исследовали и изобретали, нет числа, от самобичевания до мастурбации, от ведения войн до приема наркотиков, от иглоукалывания до прыжков с парашютом, и включая разные виды дыхания, танцев, песнопений, пиршеств, ритуалов, медитаций, молитв, чтения, рассказов, гипноза, визуализации, секса.

Применение различных технологий для изменения ментального состояния – вещь вовсе не новая. Люди всегда использовали новейшие технологии или научные разработки, стараясь приспособить их для создания надежных инструментов для изменения состояния. Когда великий прорыв в развитии человечества вложил ему в руку палку или камень, чтобы оно, человечество, могло применять их с пользой, будьте уверены, что одно из первых применений, которое человек нашел палке и камню, было ритмичный стук и барабанный бой – и по сей день эффективные техники изменения состояния.

Великий технологический прорыв – книгопечатание – быстро распространил по всему миру самый эффективный и далеко идущий способ изменения состояния, известный истории развития человека, - чтение.

В наш век все разнообразие научных разработок было объединено, чтобы создать невиданно мощную технологию изменения состояния – кинематограф – максимально выраженную голливудскими картинами. Вы идете по улице в одном состоянии, и вот через некоторое время вы идет по той же улице уже в совершенно другом состоянии, пройдя сквозь тесный ряд разных состояний – от страх и ужаса до любви и радости, гнева или печали. Порой изменение состояния производит длительный эффект.

Я все еще живо вспоминаю, как вошел как-то в кинотеатр одним из сотни ребятишек в футболке и кедах, а вышел через пару часов хулиганским пиратским капитаном, дико бегущим по улицам города, перепрыгивающим через мусорные баки с оторванными крышками и рыщущим в поисках зарытого сокровища на задних аллеях Питсбурга.

Стимулирование изменения состояния.

Центральным открытием Мозговой Революции стало то, что все наши состояния имеют взаимосвязь и определены физическим состоянием мозга. Используя электрические датчики, ученые, например, обнаружили в мозгу небольшие, но вполне различимые «центры удовольствия», а рядом с ними – центры, отвечающие за такие состояния как гнев и ярость.

Выяснилось, что определенные нейрохимические элементы, такие как эндорфин, производят состояние удовольствия, тогда как другие, например, окситоцин, производят состояние, очень напоминающее чувство любви. Выяснилось также, что высокий уровень активности в правой фронтальной части коры головного мозга вызывает депрессию и негативные эмоциональные состояния, тогда как высокий уровень активности в левой фронтальной части коры головного мозга ассоциируется с ощущением счастья и другими положительными эмоциями.

Еще более важно то, что ученые, участвовавшие в Мозговой Революции, обнаружили возможность изменения ментального состояния человека путем изменения физических условий мозга. Воздействуя мягкими электрическими стимулами на определенные участки мозга, добивались такого ощущения удовольствия, что субъект эксперимента был готов на все – отказаться от еды, сна, секса – только бы продолжать испытывать это ощущение. Смещая импульсы в соседнюю область мозга, вызывали чувство ужаса. В результате некоторых исследований, упомянутых ранее, ученые выяснили, что, провоцируя активное высвобождение бета-эндорфина, они могли добиться ощущения эйфории у субъекта.

Также выяснилось, что изменение активности мозговых волн субъекта на определенной частоте приводит к состояниям, близким к состоянию транса и ощущению единства со вселенной. Т.е. ученый мир понял, что можно добиться быстрого и значительного изменения состояния человека простым и безопасным способом.

Следующим шагом было – обработать эти простые и безопасные технологии таким образом, чтобы они стали доступны широкой публике. Теперь эти майнд технологии широко распространены.

Вернемся к метафоре с погодой: итак, многие привыкли считать, что наше состояние не зависит от нас, так же как и погода. Ведь когда нас настигает буря, нам ничего не остается, как только переждать ее. Теперь мы знаем, что можем изменять свои состояния.

Майнд технологии по изменению состояний широко распространены и легко доступны. Итак, возникает новый вопрос и новая ответственность: в каком состоянии следует пребывать? Если мы способны произвольно выбирать себе состояния, значит, мы несем ответственность за правильный выбор – выбор состояния, которое поможет нам добиваться наших лучших успехов.

Вот тут возникает еще один вопрос: что для нас означает «добиться успеха»? Чего мы хотим? Богатства? Любви? Творческих свершений? Власти? Счастья? Мира на всей Земле? Мы обладаем способностью «переключать» свои подавленные состояния на состояния вдохновения, разрушительное поведение – на конструктивное поведение, т.е. на состояния, настроения и поведения, которые помогут нам успешно завершить то, что важно для нас. Но что для нас важно?

Майнд технологии открывают новые возможности для человечества. Технологии изменения состояния могут стать «трудосберегающим» инструментом, помогающим нам быстро переключаться с подавленных состояний на состояния вдохновения, а также изменять нежелательное поведение на желаемое - то, что до разработки майнд технологий требовало от нас месяцы и годы.

Из-за того, что майнд машины производят такие быстрые и мощные эффекты, они иногда подвергаются обвинению в «чрезмерной простоте». Но ведь это все равно, что обвинять автомобиль или самолет в «чрезмерной простоте». Да, так же как авто или самолет может доставить нас до места назначения быстрее, чем мы доберемся туда пешком, так и инструменты для воздействия на мозг производят изменение состояния и вводят нас в плодотворные состояния вдохновения гораздо быстрее, чем если бы мы потратили на это годы организованной работы над «самоконтролем» и «силой воли».

Но майнд машины, как самолеты и автомобили, сами по себе не хороши и не плохи. Они – лишь инструменты в помощь нам, чтобы делать что-либо быстрее, чем каким-то иным способом, быстрее достигать желаемого, чем мы могли делать это по древним технологиям.

Но факт остается фактом: лететь ли на самолете или идти пешком, заниматься ли медитацией или использовать майнд машины – решать только нам самим.

Майнд машины существуют. Возможность быстрого изменения состояния с их помощью также существует. Перед каждым из нас стоит сложный вопрос: какое состояние мы ищем? Какого состояния мы жаждем? Что для нас означает успех в жизни? Как мы можем использовать приборы для изменения состояния, чтобы добиться этого успеха? Раз уж вы приобрели майнд машину, вы должны решить, что с ней делать.

С помощью этой книги вы изучите весь ряд существующих техник для изменения состояния. Вы научитесь быстро переключаться на то состояние, которое лучше всего соответствует моменту и поможет вам достичь пика наиболее эффективно. Но достичь этого пикового состояния вам нужно – для чего? И каких успехов вы хотите добиться?

Я убежден, что майнд технологии – самые эффективные технологии для любого вида медитации, самоисследования, которое вам потребуется для того, чтобы ответить на все эти вопросы.

Конечно, нет причины полагать, что использование майнд машин всегда требует хотя бы небольшого самоанализа. Многие используют майнд машины для вполне конкретных целей: снятия стресса, релаксации, снижения кровяного давления, повышения сексуального удовольствия, устранения бессонницы, улучшения памяти и т.д. И без лишних слов ясно, что майнд машины могут использоваться просто для забавы – включайте прибор, щелкайте переключателем и наблюдайте, что будет происходить.

Люди любят изменять состояние: все, что бы мы ни делали – смотрим ли телевизор, принимаем наркотики, занимаемся сексом, едим, работаем, спим – мы делаем либо для изменения состояния, либо для того, чтобы заработать денег, чтобы, опять же, с их помощью изменить свое состояние. И раз уж мы все равно постоянно это делаем, почему бы не делать то же самое более быстрым, безопасным и полезным способом с майнд машиной?

Эффект вспомогательных колес велосипеда

Некоторые скептики и ценники подняли такую тему: мол, важно знать, как происходит процесс изменения состояния, а майнд машины слишком «просты» и, подобно наркотикам, могут стать лишь костылями, удерживающими нас от того, чтобы изучать механизм изменения состояния и учиться делать это усилием воли.

Ответ таков: по моему собственному опыту майнд машины имеют обратный эффект – они стимулируют людей и помогают им обучаться, постигать новое.

Это то, что я называю эффектом вспомогательных  колес велосипеда. Маленьким детям к двухколесному велосипеду цепляют вспомогательные колесики, чтобы они научились ездить на велосипеде. Но как только они научились, эти колесики снимают – кому нужны вспомогательные колесики, если уже умеешь ездить и без них?

Таким же образом майнд машины помогают людям достигать ментальных состояний, которых они просто не могут достичь сами по себе, обычными способами. Майнд машины вводят нас в желаемое состояние быстро и надежно. Мы познаем, что значит пребывать в том или ином состоянии. Мы учимся, например, переходить из нормального состояния сознания в тета состояние глубокой релаксации, или в высокоэнергетичное бета состояние, или же в синхронное альфа состояние с открытым фокусом.

И это для нас – дело нескольких секунд – также как и возвращение потом к нормальному состоянию. Многократное прохождение через быстро изменяющиеся состояния с помощью майнд машин демонстрирует нам, что изменение состояния не только возможно, но и доступно. Многократное вхождение в возвышенные, усиленные состояния учит нас связывать их с определенными физическими ощущениями (такими как чувства легкости или тяжести, дрожи в пальцах и т.п.) или образами (видение непроглядной темноты или ощущение наполненности светом).

Испытав, каковы эти ощущения, а также испытав переход из обычного состояния в возвышенное состояние множество раз с помощью майнд машин, мы научимся входить в такие состояния самостоятельно, без какой-либо помощи. Мы научимся ездить на велосипеде без вспомогательных колесиков. В этом смысле мы можем применять уроки по изменению состояния в любой области нашей жизни.

Главное, что мы сами сделали вывод: изменение состояния возможно. Дальше: изменение состояния ведет к изменению поведения. Мы ответственны за свое поведение.

Мы сами заставляем дерьмо случаться с нами.

Рекомендумая литература:

An excellent exploration of state-dependent learning and behavior is The Psychobiology of Mind-Body Healing by Ernest Lawrence Rossi (New York: Norton, 1988).




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс