Инструменты для суперинтеллекта

Инструменты для суперинтеллекта

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Ускоренное обучение

Производители майнд машин позиционируют их – «для релаксации и обучения».

Photosonix Nova Pro 100
Майнд машина Nova Pro содержит 13 программ для обучения

Как эти приборы влияют на процесс обучения?

Существуют разные технологии, которые воздействуют по-разному, применяются для разных типов обучения и, соответственно дают разные результаты. В этой главе я предлагаю обобщить все известные возможности воздействия на процесс обучения.

Но сначала следует отметить, что производители таких приборов подчеркивают научную обоснованность их воздействия. Я проанализирую несколько наиболее важных научных исследований в этой области.

Монстр удушья и эффект «отупения»

Сверх всего, совершенно очевидно, что стресс сам по себе парализует, ограничивает наши способности к действию, принятию решений, «оглупляет». Самый простой пример – это то, что большинство из нас испытывали в той или иной мере: страх перед исполнением ответственного задания и страх перед экзаменом.

Все мы знаем это ужасное чувство, когда испытываешь давление неизбежно надвигающегося важного момента и вдруг обнаруживаешь, что твои мозги спеклись в кашу. Это связано с явлением, которое мы рассматривали, обсуждая Технику Освобождения. «Хочу» мешает «Имею». Но слишком большое желание преуспеть (как и страх, боязнь провала - все это обратные стороны желания: контроля, обладания, защищенности) неизбежно подавляет нашу способность действовать максимально эффективно.

Многие исследования показали, что люди дают наихудший результат любого вида тестирования, начиная от теста на IQ до теста на ловкость рук, когда они находятся под давлением стресса, нежели в минимально стрессовой ситуации.

То же самое и в спорте: исследования группы баскетболистов показали, что спортсмены выполняли свободные броски гораздо точнее при отсутствии давления, чем в стрессовых игровых ситуациях. Подобный статистический анализ был проведен в других видах спорта и также показал значительное ухудшение показателей в стрессовых ситуациях. Этот эффект называется удушьем (choke).

В Великой Игре Жизни все мы находимся под постоянным давлением. Но очевидно, что грязный Монстр Удушья норовит схватить за горло того, чье давление особенно велико. Чем сильнее стресс, тем больше глупостей он вынуждает нас делать. И поэтому не только стресс, но и его последствия связывают нас по рукам и ногам и делают немыми и недвижимыми.

Другими словами, высокая степень стресса снижает IQ.

Исследование 4000 школьников показало, что под давлением стресса показатели IQ в среднем падали на 14 пунктов.

Погружение в процесс исполнения

С другой стороны, все возрастающее количество исследований показывает, что состояния максимальной продуктивности ассоциируются с глубокой внутренней релаксацией. Никто не станет спорить, что спортсмен в свои пиковые моменты на соревнованиях пребывает именно в состоянии глубокой внутренней релаксации.

Всем известно, что величайшие спортсмены те, кто умеет сделать так, что все выглядит просто, ведь в пиковые моменты исполнения они двигаются с такой легкостью, а это есть отражение, внешний эффект их глубокой внутренней релаксации. Другая точка зрения такова, что в пиковые моменты спортсмен не «хочет» дать хороший результат, а просто погружается в процесс исполнения.

Он освобождается от желания и погружается исключительно в процесс бытия и действия. Возможно, эта очевидная легкость есть результат возросшей эффективности работы мозга. Исследования мозга доказывают это.

В Национальном институте ментального здоровья ученые провели исследования группы людей, погруженных в состояние различной степени сосредоточенности. Выяснилось, что у тех из них, кто пребывал в реальном состоянии высшей концентрации, понизилась активность кортекса, а у тех, кто только пытался сосредоточиться, заставлял себя это сделать – т.е. хотел этого – наблюдались вспышки активности в кортексе.

Далее, очередное свидетельство повышенной эффективности и слаженности работы мозга в пиковые моменты дали исследования в области нейро-физиологии и концентрации, проведенные доктором Дж. Гамильтоном (Dr. Jean Hamilton), которая измерила «кортикальную активность» (объем электрической активности в церебральном кортексе) как реакцию на различные световые и звуковые сигналы.

Дж. Гамильтонон
Дж. Гамильтонон

Она обнаружила, что те объекты, которые редко испытывают состояние «погружения», показали повышение кортикальной активности в ответ на воздействие внешних стимулов. Но результаты тестирования объектов, которые заявили, что пребывают в таком состоянии довольно часто, были поразительны: когда эти люди реально сосредотачивались на чем-то, их кортикальная активность значительно понижалась, несмотря на воздействие внешних стимулов.

Повышенная сконцентрированность на выбранном процессе, «погружение», приводило к снижению ментальных усилий, вместо того, чтобы требовать их увеличения. Отдельно проведенные исследования по измерению внимания показали, что люди в группе наименьшего приложения усилий были более точны при выполнении предложенных им заданий на внимательность.

Психолог из чикагского университета, ведущий исследователь состояния «погружения», (Mihaly Csizkszentmihalyi) говорит: «Самое вероятное объяснение для всех этих необычных результатов таково: люди, которые часто пребывают в состоянии «погружения», показали способность понижать ментальную активность в каждом информационном канале, кроме одного – того, с которым они в данный момент работают».

Это, в свою очередь, доказывает, говорит ученый, что люди, способные погружаться в процесс исполнения, концентрироваться: способны экранироваться от внешних стимулов и концентрироваться на том, что они считают соответствующим данному моменту. Тогда как обычно процесс концентрации внимания требует дополнительной ментальной нагрузки, у людей, которые научились сознательно контролировать концентрацию внимания, такой процесс протекает практически без усилий, т.к. они умеют отключать все ментальные процессы, за исключением одного.

Когда это происходит – «отключение всех ментальных процессов, за исключением одного», - это как будто мозг погружается в высший процесс исполнения и функционирует намного мощнее и эффективнее с минимальными усилиями.

Мотор автомобиля будет реветь и завывать, если он едет на первой скорости или его колеса прокручиваются на льду. Но мотор будет работать мощно и эффективно, если включить верхнюю передачу. Когда мы находимся в состоянии стресса, то нам подчас кажется, что наш мозг работает так быстро, что скоро закипит, и дым повалит из ушей.

Это просто результат слишком больших усилий, суеты. А вот когда мы сможем отключиться от лишних в данный момент ментальных процессов и погрузиться в нужный процесс в режиме минимальных усилий, - как мы это делаем в течение сеанса с использованием прибора психофизического воздействия на мозг, тогда кульминация нашего интеллектуального процесса будет максимально эффективной.

Майнд машины и обучение

В техасском A&M проводилось исследование по сравнению способностей к обучению и мыслительных способностей контрольной группы (в расслабленном состоянии в темной комнате) с группой, к которой применялся метод флотации (участники слушали те же лекции, что и контрольная группа, но находясь при этом в бункере).

Затем группы были протестированы на предмет усвоения информации по трехуровневой системе с повышением уровня сложности: (1) механическое запоминание; (2) способность применить полученные знания в новой ситуации при решении проблемы; (3) «синтезирующее мышление», способность творчески, нестандартно комбинировать полученные знания.

В итоге вторая группа усвоила гораздо больше материала и показала лучшие результаты на всех уровнях. Еще интереснее, что с повышением сложности заданий превосходство группы флотации над контрольной группой резко возросло.

Ученый, проводивший исследование, пришел к такому выводу: «Нет сомнений, что группа  [флотации] усвоила больше знаний; где она усвоила их, вот что важно. Люди, работавшие по методу флотации, усваивали материал на качественно отличающемся уровне познания. Результаты показали, что, чем труднее материал, тем больше разница в уровне его восприятия у двух групп».

В ходе другого тщательно контролируемого исследования процесса обучения (Dr.Daniel Kirsch и Richard Madden) была подвергнута сравнению способность к обучению группы, которой было дано задание для изучения на компьютере, в то время как участники получали низкочастотную мозговую электростимуляцию (CES), со способностью к обучению группы, которая выполняла то же задание на компьютере, но без электростимуляции.

Группа CES не только выполнила больший объем работ, но и, после повторного тестирования, когда контрольная группа проявила неспособность к дальнейшей работе (усталость, перегрузка), показала повышение работоспособности.

Другие исследования также подтвердили повышение способности к обучению при воздействии CES, а также повышение уровня IQ (у алкоголиков, людей с повреждениями или расстройствами мозга).

Исследуя эффекты, производимые приборами мотивации (такими как Graham Potentializer и Sams Potentializer), ученый, специализирующийся на изучении электроэнцефалограммы (ЭЭГ) Марвин Сэмс (Marvin Sams), обнаружил, что такие приборы оптимизируют коэффициент эффективности нейронов (neuro-efficiency quotient) – т.е. скорость, с которой нейроны передают информацию, – единицу измерения ЭЭГ, что тесно связано с IQ.

Изучение воздействия приборов светозвуковой стимуляции (LS) и приборов типа свет/цвет (например, Люматрон, (Lumatron) доказывает, что эти приборы имеют чрезвычайный эффект качественного повышения уровня способностей к обучению.

LS, CES, ЭЭГ, биологическая обратная связь и другие техники и приборы психофизического воздействия на мозг способны невероятно и быстро повысить уровень IQ у лиц, страдающих расстройством в области познавательных функций мозга.

Различные эксперименты с использованием технологий и приборов для мозга с участием лиц, страдающих расстройствами внимания/гиперактивностью, показали повышение IQ на 30 пунктов у ряда лиц и на 20 пунктов в среднем.

Удовольствие быть умным

Все сказанное приобретает особый смысл, если помнить, что первое, что испытывают люди, пользующиеся приборами для мозга, - это удовольствие.

Конечно, это забава, иначе в этих техниках не было бы заинтересовано столько людей. Но обучаться чему-либо – это тоже удовольствие. Вспомните, когда вы в последний раз узнавали что-то новое. Если вы похожи в этом смысле на меня, то, когда вы узнаете что-то новое, туман неизвестности рассеивается, и вдруг вы начинаете видеть вещи в новом свете – вы чувствуете себя великолепно. Дрожь возбуждения пробегает по всему вашему телу, на лице появляется блаженная улыбка, и все ваше существо ощущает прилив наслаждения.

Для этого есть чисто биологическая причина. Человеческое существо предназначено для того, чтобы познавать новое. Подобно многим видам животных, у людей есть «система поощрений», встроенная в мозг.

Candace PertУченая-нейролог Candace Pert, которая прежде занималась исследованиями в Национальном Институте Здоровья, а теперь основала собственную фирму по биогенетической инженерии, изучала эту систему поощрений. Она пишет:

"Если бы вы создавали модель для перемещения в будущее и дальнейшего выживания там, вы бы запрограммировали ее так, чтобы ее поведение обеспечило выживание данного вида – секс и еда, например, обусловлены естественной необходимостью. Поведение можно моделировать и регулировать болью и удовольствием, наказанием и поощрением. И участие в этом процессе боли и удовольствия должно быть закодировано в мозгу. Секс и еда обеспечивают выживание вида, но то же делает и обучение.

Секс и еда вознаграждаются удовольствием – вспышкой активности нейрохимических элементов, включающих в себя естественные успокаивающие вещества организма, эндорфины плюс «соки радости», катехоламины (такие как артеренол, норадреналин и допамин). Таким же образом мозг награждает нас за познание чего-то нового – высвобождением нейрохимических элементов радости".

А.РутенбергВзаимосвязь между удовольствием и обучением была отслежена А.Рутенбергом (Aryeh Routtenberg) из Северозападного университета, который впервые схематизировал то, что он называл «извилины радости» мозга.

Эти извилины, как он выяснил, занимают гораздо более обширную область мозга, чем кто-нибудь мог предположить. Они протягиваются из глубин ствола мозга, старейшей из известных и исследованных его частей, и до фронтальных частей лобовых долей кортекса, областей, исследованных лишь недавно. Исследуя рисунок этих извилин, Рутенберг обнаружил, что, по сути, эти системы активируются нейрохимическими элементами удовольствия (такими как эндорфины, норадреналины и допамины).

Но в процессе работы по схематизации этих извилин Рутенберг сделал интригующее открытие – это были те же самые извилины, которые идентифицировались другими учеными, как «извилины обучения» и элементы «системы поощрения обучения». Он заключил, что «со всей очевидностью представляется, что извилины поощрения обучения играют важную роль в развитии способностей к обучению и памяти».

Как же взаимосвязаны обучение и удовольствие?

Рутенберг предположил, что мозговые извилины поощрения могут функционировать как усилители памяти. Этим я имею в виду, что, когда нужно что-нибудь выучить, активность мозговых извилин поощрения способствует работе памяти. Очевидность взаимодействия мозговых извилин поощрения и формации памяти указывает на то, что нервные окончания системы самостимуляции играют решающую роль в управлении поведением.

Т.о. мы любим учиться по той же причине, что и любим заниматься сексом: это приятно.

И эволюция наградила нас за оба этих вида активности одинаково: наслаждением.

Существует предположение, что технологии для воздействия на мозг стимулируют высвобождение нейрохимических элементов удовольствия.

Исследователи Томас Файн (Thomas Fine) и Джон Тернер (John Turner) из медицинского колледжа в Огайо обнаружили, что флотация повышает уровень содержания эндорфинов.

Dr.Avram Goldstein в центреВ другом исследовании (Dr.Avram Goldstein), были протестированы люди, являющиеся музыкальными фанатами и выяснилось, что их реакция удовольствия была результатом повышенного уровня эндорфинов.

Другая команда профессионалов (Dr.Norman Shealy и Dr.Roger K.Cady) исследовала уровни нейрохимических элементов в крови и спинномозговой жидкости у группы людей, пользующихся приборами мозговой электростимуляции (CES), и у другой группы, пользующихся приборами светозвуковой стимуляции (LS). Выяснилось, что обе группы приборов значительно повышают уровень эндорфинов, норадреналинов и допаминов.

Результаты более позднего исследования: приборы свет/цвет значительно повышают рост гормонов и окситоцинов (которые связаны с чувствами нежности и любви) вдобавок к эндорфинам и биохимическим элементам.

Существует четкая взаимосвязь между обучением и удовольствием. Похоже, эта взаимосвязь работает в виде двунаправленной петли обратной связи.

Когда мы что-то изучаем, наш мозг поощряет нас к этому, давая ощущение удовольствия.

А т.к. это так приятно – что-нибудь изучать – наш мозг постоянно в поисках нового материала для изучения.

Взаимосвязь между технологиями воздействия на мозг и обучением, по всей видимости, также представляет собой улицу с двухсторонним движением. Инструменты для воздействия на мозг стимулируют его так, чтобы нам было хорошо – как будто мы только что изучили что-то и теперь получаем свое вознаграждение.

Но они также заставляют нас узнавать больше. По сути это как заливать воду в помпу – наш мозг почувствовал вкус удовольствия, вызванного обучением, каналы поощрения обучения открыты, и теперь наш мозг стремится к тому, чтобы они были открыты постоянно. Похоже, что инструменты для мозга, стимулируя наши извилины поощрения обучения, приводят нас в идеальное состояние для непрерывного обучения.

Теперь, когда мы продемонстрировали очевидную эффективность использования инструментов для мозга, ускоряющих процессы обучения, посмотрим, как мы можем применять эти инструменты с максимальной пользой для обучения.

_____________________________________________

Практический раздел – обучение в процессе сеанса

Суперобучение

Самый лучший метод применения технологий для мозга с целью ускорения процесса обучения – это усвоение материала во время сеанса с прибором для мозга.

Георгий Лозанов
Исследования болгарского психиатра и педагога Георгия Лозанова (Georgi Lozanov), известные широкой публике как Суперобучение и представленные в книге "Суперобучение 2000", доказывают, что мы можем активизировать экстраординарные способности мозга к обучению и памяти, преподавая обучаемому материал, когда он находится в оптимальном для обучения состоянии. Ключевые моменты такого оптимального для обучения состояния включают релаксацию и альфа и/или тета активность мозговых волн.

Релаксация

Лозанов и другие технологии ускорения обучения предлагают привести обучаемого в состояние релаксации, используя ритмичное дыхание, звучание медленной, спокойной музыки (например, в стиле барокко), призванные добиться замедления активности мозговых волн и, следовательно, релаксации. Исследования Лозанова показали, что для большего успеха в ускорении обучения важен не просто факт релаксации.

Чем глубже релаксация, тем больше обучающиеся способны выучить.

Разнообразные техники Суперобучения используют музыку, дыхание и релаксацию чтобы перевести мозг из состояния бета активности, свойственной для бодрствующего сознания, в состояние замедленной альфа и тета активности, характеризующееся высокой степенью усвояемости новой информации и, как показывают исследования уже упомянутого ранее техасского A&M, высочайшей способностью к синтезу, креативному мышлению и управлению сложными концепциями.

Техника Лозанова и другие подобные техники Суперобучения доказали свою невероятную эффективность в ускорении процесса обучения. При этом широкое применение приборов для мозга в этих исследованиях продемонстрировало, что приборы являются максимально эффективными инструментами для ускорения обучения, известными на данный момент.

Очевидно, что сеанс с применением технологий для воздействия на мозг несравнимо эффективнее для ускорения обучения, чем любые другие традиционные методы. Имеет смысл утверждать это, поскольку приборы для мозга являются наиболее эффективным средством для достижения активности альфа/тета мозговых волн и релаксации, что, по сути, самое главное в процессе ускорения обучения.

Как видите, приборы для мозга позволяют пользователю быстрее достичь необходимого состояния релаксации, чем если бы он пытался добиться этого другими методами, даже имея значительный опыт достижения глубокойрелаксации и владея техниками релаксации.

Также большинство приборов для мозга разработано специально для замедления активности мозговых волн в альфа/тета диапазоне посредством таких методов, как энтрейнмент, ограничение влияния внешних стимулов или ритмические движения тела.

Этапы обучения в процессе сеанса

РЕЛАКСАЦИЯ ДО НУЛЕВОГО СОСТОЯНИЯ

Далее приведена программа ускоренного обучения с использования максимума возможностей ваших приборов для мозга. Во-первых, выберите тихое место, где вас никто не побеспокоит, и воспользуйтесь своим прибором, чтобы войти в нулевое состояние, или в состояние глубокой релаксации.

ПЕРЕПРОГРАММИРУЙТЕ ИЛИ ОСВОБОДИТЕ БЛОКИРОВКУ СПОСОБНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

Далее, проверьте, не испытываете ли вы каких-либо негативных эмоций или влияния негативных скриптов, которые могли бы подавлять ваши внутренние возможности. Если да, то используйте Технику Освобождения, рескриптинг или замену негативных моделей позитивными. Иногда эмоциональные блоки проистекают из негативных скриптов, приобретенных еще в раннем детстве.

Эти блоки могут содержать скрипты типа «Ты никогда ничему не научишься!», «Ты просто тупой придурок!», «У тебя просто не хватает мозгов на математику!». Хотя эти штампы впечатаны в подсознание еще в раннем детстве, во взрослом возрасте они продолжают в нас действовать и влиять на нас, это происходит в виде самовнушения и внутреннего голоса, обращений к самому себе типа «Я такой глупый!», «У меня вообще нет музыкальных способностей!», «Я совсем не запоминаю имен!» и т.д.

Чтобы устранить, отключить эти блоки обучения, исследуйте причины их происхождения и замените их позитивными скриптами. Или перепрограммируйте их на позитив в состоянии гипноза и продолжайте жизнеутверждающее самовнушение о своих способностях к обучению, повторяйте сами себе эти утверждения ежедневно.

Возможно, самый эффективный способ заменить нежелательные скрипты предпочтительными схемами поведения – это техника взмаха (swish). Определите образ своего нежелательного состояния (что-то, что наглядно изображает отсутствие у вас способностей к обучению, ваши сомнения о своем интеллекте) и второй образ самого себя, каким вы хотели бы быть (способным учиться легко и быстро) и выполняйте технику взмаха.

Еще один способ разблокирования способностей к обучению - применение Техники Освобождения: найдите эмоцию, являющуюся подоплекой блока, и освободитесь от этой эмоции; определите, основаны ли ваши блоки на желании обладания, контроля или защищенности и отпустите эти желания.

После неоднократной практики этой программы Высшего Обучения, вы обнаружите, что можете проходить этот этап отпускания эмоций и желаний, блокирующих способности к обучению, очень быстро, автоматически, стирая негативные скрипты посредством положительного внушения. Затем переходите к обучению.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Следующий шаг – активировать состояние обучения, познания нового. Если вы еще не закрепили состояние обучения, вернитесь к упражнению по закреплению в подсознании ощущения пикового состояния; вспомните и заново переживите радостное, заряженное высшей энергией, приятное, живое, действенное состояние обучения; закрепите это состояние сигналом руки, словом, образом или всем этим вместе.

Теперь вы готовы запрограммировать в себе это состояние обучения, которое поможет вам быстрее и эффективнее познавать новое.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Когда вы вошли в состояние обучения, вы можете пожелать «запустить» дополнительные возможности: состояние релаксации, концентрации, бодрости, удовольствия.

ПОДАЧА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Когда вы вошли в состояние глубокой релаксации, начинайте подачу учебного материала. В большинстве случаев это делается посредством аудиокассет. Все технологии для мозга теоретически могут совмещаться с применением аудиокассет.

Некоторые инструменты, такие как приборы электростимуляции (CES), бинауральные ритмы, флотация, определенные акустические системы могут применяться также с использованием видеокассет.

В некоторых случаях можно применять чтение за компьютером или письменным столом, неспешную ходьбу или бег трусцой. Если вы работаете с другом, попросите ее или его включить запись по вашему сигналу пальцами или через 10-15 минут после начала сеанса, после того, как пройдет достаточное количество времени для того, чтобы расслабиться, войти в нулевое состояние и освободиться от своих желаний и блоков.

Если вы работаете в одиночестве, вы можете сразу включить кассету с учебным материалом, но начинаться она должна с 5-10-минутной записи расслабляющей музыки и/или бинауральных ритмов – достаточное время, чтобы погрузиться в состояние, оптимальное для обучения, – затем плавно переходите к учебному материалу.

Или просто держите магнитофон у себя под рукой. Через некоторое время тренировок вы научитесь, войдя в необходимое состояние, нажимать кнопку запуска, не выходя из достигнутого состояния.

ВЫХОД ИЗ СОСТОЯНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Очевидно, что вы можете выучить больше и добиться более высокого качества обучения, ограничивая время обучения часом или около того. По прошествии этого временного промежутка перемена в вашем повседневном режиме и в доминантной активности полушарий мозга даст вам ощущение отдыха.

Несколько более коротких сеансов обучения, оптимально включенные в ваш обычный режим, принесут больше пользы, чем один длительный многочасовой сеанс.

По окончании сеанса внушите себе, что все изученное прошло напрямую в вашу долговременную память, и что вы способны при необходимости полностью восстановить весь материал.

Внушайте себе, что, как только вы дадите самому себе сигнал, - например, сосчитаете до пяти или откроете глаза – вы выйдете из состояния обучения, наполненный энергией, уверенностью и радостью.

ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Помните о важности ваших ежедневных ритмов. Чтобы изучить информацию, которая требует вашего активного участия и внимания, лучшее время - это от 30 до 45 минут после того, как вы испытали момент пика энергии в вашем обычном цикле отдых/активность.

Этот период – когда вы находитесь в фазе выхода из состояния активности, но перед вхождением в сонный 20-минутный период пониженной энергии, - это время, когда вы легко расслабляетесь и в то же время остаетесь достаточно внимательным, чтобы впитывать информацию.

Полученная в этот период информация проходит по энергетическому каналу (имеется в виду энергия дремлющего, сонного состояния), консолидируется и «впечатывается» в долговременную память. Еще один хороший момент для обучения – это примерно 30 минут после того, как вы вышли из состояния низкой, «сонной» энергии.

Для усваивания материала, касающегося изменения установок и убеждений, отношения к чему-либо, а также для усвоения того, что, вы хотели бы, чтобы миновало ваше сознание и попало прямо в ваше подсознание, идеальное время - 20-минутный промежуток сонного состояния, т.е. состояния естественного повышения тета активности.

Многие считают, что они обучаются наиболее быстро и эффективно, когда получают материал в разных состояниях, в диапазоне от бодрствования в состоянии релаксации до сумеречного состояния сознания.

Лучший вариант - это начать подачу учебного материала в фазе выхода из состояния активности (в рамках привычного повседневного цикла отдых/активность), продолжить в течение 20-минутного сумеречного периода и далее в состоянии подъема.

Альфа или тета?

Поскольку многие инструменты для мозга, такие как светозвуковой стимулятор (LS) или записи бинауральных ритмов позволяют пользователю регулировать частоту мозговых волн, возникает вопрос, каково наилучшее состояние, или какова «соответствующая глубина», для обучения: расслабленное, воспринимающее состояние альфа или гипервнушаемое, сонное, сумеречное состояние тета?

Со всей очевидностью можно сказать, что альфа идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, материала, который вы хотели бы усвоить полностью, и который был бы всегда доступен вашему бодрствующему сознанию.

С другой стороны, тета – идеальная частота для некритического восприятия внешних внушений, для действия защитных механизмов при проникании важных самосовершенствующихся сведений в более глубокие слои подсознания.

Т.е. для прохождения в подсознание материала, влияющего на изменения в отношении к чему-либо и в поведении, не предполагающего критического анализа в бодрствующем состоянии сознания, лучше всего выбрать тета частоту.

Как указывает доктор Бадзинский (Dr. Budzynski), «такая информация хранится в мозгу как если бы вербальную информацию подвергли анестезии в процессе хирургической операции, т.е. ее нельзя вспомнить, но она будет действовать и влиять на поведение».

Таким образом, вот подсказка для тех, кто имеет приборы LS или другие приборы с возможностью варьирования мозговых частот и хочет найти оптимальный режим для достижения пикового состояния в процессе ускорения обучения: если изучаемый вами материал носит информационный характер, полезна следующая программа.

Начните с колебания мозговых волн от состояния бодрствования (примерно в диапазоне от 14 Hz  до 18 Hz, экспериментируйте, пока не «почувствуете» верную частоту), медленно переходите к низким альфа частотам (от 8 Hz до 10 Hz, опять же, «почувствуйте» верную частоту), оставайтесь на этой частоте на всю продолжительность обучающей пленки, и, наконец, переходите в состояние релаксации, но оставаясь при этом бодрствующим (диапазон от 10 Hz до 14 Hz).

Имея целью усвоение материала, влияющего на изменения в отношении к чему-либо и в поведении, начните с колебания мозговых волн в диапазоне бета, переходите медленно к тета (диапазон от 4 Hz до 6 Hz, похоже, будет оптимальным), оставайтесь на тета частоте в продолжение всего обучающего сеанса, затем вернитесь в диапазон от 10 Hz до 14 Hz. Для обоих типов сеансов обучения полезно, чтобы пользователь несколько минут после сеанса оставался в расслабленном альфа или тета состоянии, перед тем как вернуться в бета, окончить сеанс и перейти в обычное сознательное состояние.

ПОВЫШАЕМ КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ

Если у вас проблемы с концентрацией или другие симптомы заторможенности (хроническая усталость, забывчивость и т.д.), то дельта или тета мозговая активность может оказаться слишком медленной для вас, а диапазон бета частоты от 15 Hz до 20 Hz – недостаточным для достижения необходимого уровня внимания. В этом случае вы можете настроить ваш прибор на более быструю частоту.

Настройтесь на 15 Hz и, если это не дало нежелательных побочных эффектов (мышечное напряжение, раздражительность, ощущение гиперактивности), увеличивайте частоту с каждым сеансом до 18 Hz или 20 Hz.

Приборы мозговой электростимуляции (CES), конечно, позволяют вам использовать более широкий диапазон модальностей обучения, включая чтение, письмо, печатание, использование ПК и т.д.

Результаты исследований и сообщения многих пользователей приборов мозговой электростимуляции (CES) показывают, что при использовании такого прибора память и концентрация внимания достигают своего пика. Некоторые утверждают, что электростимуляция мозга «включает звук» в ретикулярной системе активации (системе мозга, контролирующей внимание и активность) и стимулирует гиппокампус (тот участок мозга, который зашифровывает воспоминания, т.е. ключ к формированию памяти).

ВЫСОКОЧАСТОТНЫЕ МОЗГОВЫЕ ВОЛНЫ

Уместно также привести исследование связи между высокими бета частотами и познавательной функцией мозга. Доктор Чарлз Грей (Charles Gray, Salt Institute) и доктор Вольф Зингер (Dr.Wolf Singer, Max Planck Institute) из Германии обнаружили, что многие типы познавательных процессов, например, «связывание» информации, – представляющие собой сеть нейронов, расположенных в совершенно разных частях мозга и взаимодействующих в ответ на определенные стимулы, - имеют место, когда сети нейронов взаимодействуют синхронно на частоте в 40 Hz и выше.

Фрэнсис КрикТ.е. когда мозг связывает воедино различные стимулы, чтобы привести их к единой концепции или осознанию, эта связь является продуктом синхронного взаимодействия отдельных групп нейронов. Некоторые теоретики, такие как сэр Фрэнсис Крик (Sir Freancis Crick) уверены, что синхронное взаимодействие нейронов на частоте свыше 40 Hz может быть ключом к самому разуму.

Некоторые типы технологий для мозга сейчас применяют высокочастотную стимуляцию в 40 Hz и выше в попытке усилить познавательную функцию мозга и процесс понимания. Если хотите, можете сами поэкспериментировать.

 

________________________________________________

Практический раздел – предсеансное обучение

Практика показывает, что для некоторых типов обучения лучше, если занятие завершить до начала сеанса с прибором для мозга. Я приводил один такой пример в книге Megabrain. Один человек, цветовод из Лонг Айлэнда, который пытался выучить датский язык (для торговой поездки в Нидерланды), рассказывал мне, что отправился в плавание сразу же после урока датского. Хотя у него не было времени повторять задание или практиковаться, когда он пришел на следующий урок, то полностью вспомнил материал последнего урока, и его учитель отметил, что он, должно быть, усердно занимался! Он чувствовал, что путешествие укрепило информацию у него в мозгу. Возможно ли это?

Эффект воспоминания

Вскоре после этого я прочитал научный труд об исследовании с применением метода ограничения чувствительности. Двум группам был зачитан отрывок  из произведения Толстого «Война и Мир». Участникам не предложили запомнить отрывок и вообще не поставили цель прослушивания отрывка.

После прослушивания контрольная группа осталась в открытой комнате, а экспериментальная группа была помещена в специальную комнату с целью ограничения чувствительности. Через 24 часа группы подверглись тестированию. Исследователи обнаружили невероятно малую долю информации, оставшуюся в памяти у участников контрольной группы, тогда как группа, подвергшаяся временному ограничению ощущений и чувствительности, показала, что помнит больше, чем в начале 24-часового периода!

В процессе опроса выяснилось, что никто из участников не ожидал повторной проверки на запоминание услышанного материала, и только один участник сообщил, что он думал о содержании услышанного отрывка в течение известного промежутка времени. Ученые назвали это «эффектом воспоминания». Каким-то образом простое пребывание в состоянии отрезанности от ощущений и ограничении чувствительности стало причиной укрепления и усиления в памяти материала, услышанного до периода ограничения чувствительности.

Как это объяснить? Сейчас у ученых имеется единое мнение о существовании, по крайней мере, двух типов памяти, известных как кратковременная память (КВП) и долговременная память (ДВП). КВП содержит информацию, которая нужна нам временно, например, номер телефона, но потом быстро забывается. С другой стороны, некоторые виды информации, скажем, тот же телефонный номер, может изначально восприниматься как текущая информация, но потом стать постоянным элементом памяти и всплыть по прошествии большого промежутка времени. Например, воспоминание о каком-то кратком событии, промелькнувшем мгновенно перед глазами ребенка, может совершенно четко всплыть через 90 лет. Это информация, которая прошла в ДВП.

Исследования с применением наркотиков, которые подавляют синтез протеина в мозгу, доказали, что КВП состоит из краткодействующих электрохимических реакций; для ДВП протеиновый синтез в мозгу (значительный физический рост аксонов или дендритов, увеличение количества нервной ткани, увеличение количества и насыщенности дендритических соединений) необходим.

Когда объекту наблюдения, который только что выучил что-либо, вводили наркотик, подавляющий протеиновый синтез в мозгу, информация быстро забывалась – т.е. она не проходила в ДВП. Однако, когда наркотик, подавляющий протеиновый синтез в мозгу, вводился через час (в некоторых исследованиях через 2 часа) после изучения материала, информация не забывалась, т.е. она уже становилась частью ДВП.

Другими словами, информация проходит в ДВП – в мозгу происходит синтез протеинов – в течение часа или двух после этого информация принята. В свете сказанного интересна возможность стимула протеинового синтеза в мозгу посредством приборов для психофизического воздействия на мозг, что происходит, вероятно, за счет повышения кровяного давления и оксигенации, а также за счет стимулирования роста дендритов и образования новых нервных каналов.

Другие исследования психологов показали, что вмешательство других событий или информации производит схожий с воздействием наркотика разрушительный эффект на процесс запоминания. Т.е. когда объекту подается учебный материал, а затем в течение часа (до возникновения протеинового синтеза в мозгу и прохождения информации в ДВП) происходит что-то еще – яркое событие, еще что-нибудь впечатляющее – изначально поданный материал также не запоминается.

Вернемся к «эффекту воспоминания»: можно утверждать, что этот эффект является следствием того, что экспериментальная группа была помещена в условия отрезанности от внешнего воздействия на чувства, от событий или информации, которые могли бы конкурировать в процессе прохождения в ДВП с изначально поданным и предназначенным для запоминания материалом.

Таким образом, прошло достаточно времени для совершения протеинового синтеза в мозгу, достаточно времени для «закрепления» материала, прохождения его в ДВП вследствие отсутствия внешних разрушающих воздействий.

Очевидно, что приборы для мозга, такие как светозвуковой стимулятор или акустические системы дают схожий эффект, достигаемый стимулированием мозга вспышками света, которые нарушают нормальное восприятие внешнего окружения и воздействие на чувства внешних раздражителей, способных нарушить процесс запоминания.

Этапы предсеансного обучения

ПОДАЧА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Бесспорно, пользователи технологий для мозга могут применять как эффект воспоминания, так и эффект устранения внешних стимулов в качестве элементов высокотехнологичной программы ускорения обучения.

Материал для изучения (проходящий в ДВП) должен подаваться или изучаться до начала сеанса применения мозговых технологий с использованием приборов для мозга. Или, если речь идет о длительном многочасовом сеансе, материал должен подаваться посредством видео- или аудиозаписей на первый этапах сеанса.

СЕАНС

Сеанс должен длиться, по меньшей мере, час. Это необходимое время для начала протеинового синтеза в мозгу, позволяющего поступившей информации пройти в ДВП. Кроме ненавязчивой музыки и звуков из окружения, следует свести к минимуму воздействие всех возможных внешних стимулов вне используемого прибора, которые могли бы смешаться с получаемой учебной информацией. Приборы с регулируемой частотностью следует настроить на тета или дельта частоту.

ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Помните о значимости базового ритма вашего организма. Идеальное время для обучения или подачи учебного материала, когда вы находитесь на пике энергии или только что прошли его.

После периода обучения, который может длиться от нескольких до 45 минут, вы сами почувствуете, когда ваша энергия и внимание подадут сигнал готовности.

Это время, чтобы начать сеанс, который будет проходить в состоянии сумеречного сознания и затем позволит вам вернуться в нормальное состояние свежим и бодрым, тогда как усвоенный вами учебный материал станет неотъемлемой частью ваше долговременной памяти. После окончания сеанса вам может показаться полезным повторить материал, усвоенный до сеанса.

ЧТО ИЗУЧАТЬ?

Такой метод предсеансного обучения идеален для определенных типов обучения, усвоения специфических видов информации: словарных слов и грамматического материала, фактов, данных, деталей – тех видов информации, которые вы хотели бы иметь в собственном банке данных.

С другой стороны, возможно, это не лучшее время для изучения комплексных или синтезированных типов информации. Такой тип утонченного, изысканного обучения требует синтеза идей и информации из множества различных источников, и, вероятно, этот материал не будет передан в ДВП достаточно эффективно, т.к. он в большой степени зависит от создания новой информации из информации, уже хранящейся в ДВП.

Технологии для мозга могут стать революционно новым образовательным инструментом. Студенты всех областей знаний используют его для быстрого усвоения больших объемов информации и получают доступ к сложнейшим концепциям и теориям.

Но уж где инструменты для мозга имеют наибольшую ценность, я думаю, так это в области решения проблем, создании и понимании новых идей – краеугольных камней человеческого знания. Если эффективность применения технологий для мозга повышается с усложнением учебного материала, то ученые, мыслители, создатели, лучшие умы, имеющие дело с новейшей и сложнейшей информацией и идеями извлекут из них максимум пользы.

________________________________________________

Практический раздел – постсеансное обучение

Большинство пользователей технологий для мозга отмечают необыкновенную ясность сознания и четкость ощущений, продолжающиеся в течение нескольких часов после сеанса воздействия на мозг. Это можно объяснить продолжающимся увеличением некоторых нейрохимических элементов, влияющих на состояние сознания, и продолжающуюся активность замедленных и, следовательно, более восприимчивых мозговых волн.

Как было сказано ранее, результаты анализов крови и спинномозговой жидкости со всей очевидностью показали, что такие приборы для мозга, как светозвуковой стимулятор и электростимулятор мозга дают увеличение таких нейрохимических элементов, как бета-эндорфин, норадреналин, допамин, каждый из которых дает повышение ясности сознания и четкости памяти.

Вдобавок, ученые указывают, что замедленная активность мозговых волн, достигаемая с помощью приборов для мозга, наблюдается в течение многих часов и даже дней после сеанса. Например, одно исследование с применением метода флотации показало, что одночасовой сеанс флотации резко усиливает активность тета волн. Но наиболее удивительно то, что, когда ученые провели тестирование – ЭЭГ - как группы флотации, так и контрольной группы, они увидели, что состояние высокой тета активности мозга в группе флотации продлилось в течение трех недель после сеанса.

Сначала расслабьтесь, потом учитесь.

Нет сомнений, что все пользователи мозговых технологий испытывают ментальную остроту и физический подъем, а также чувство эйфории в течение нескольких часов после сеанса. Ученые подтверждают точность этого ощущения: после сеанса повышается быстрота реакций, острота зрения и слуха.

Arthur DeikmanВыглядит это так, что сеанс дает чувствам как бы временный отдых, так что, когда человек выходит из этого состояния, он «деавтоматизирован» по словам психолога Артура Дейкмана (Arthur Deikman), и двери его восприятия освобождены и открыты настежь.

Это делает постсеансный период идеальным для ускоренного, высокоэффективного и высококачественного обучения.

Мозг все еще чрезвычайно восприимчив к внешней информации и все еще пребывает в состоянии свободного течения, распологающем к воображению и креативному мышлению. Через несколько часов после сеанса люди обнаруживают, что они нашли решение проблемы или захвачены новыми идеями, это период, когда чтение, обучение, слушание музыки особенно результативны и продуктивны.

Вспомните также исследование техасского A&M, упомянутое ранее, демонстрирующее, что люди, пользующиеся методом флотации, не только выучили больше материала, но и преимущество участников перед контрольной группой возрастало с увеличением сложности заданий. А также в процессе обучения высочайшей сложности – «синтеза» мышления или креативности, наблюдалось очевидное превосходство группы флотации перед контрольной группой.

Поскольку период после сеанса все еще несет в себе элементы самого сеанса – релаксацию, ощущение эйфории, повышенную ясность мышлении, активность медленных мозговых волн, повышенную активность нейрохимических элементов, влияющих на усиление умственных возможностей, – имеет смысл утверждать, что это идеальный период для наиболее сложного типа обучения, которое требует открытости новым идеям и готовности к пониманию сложных или туманных концепций.

Это период для того, например, чтобы открыть философский труд, или погрузиться в изучение идей новой физики, или попытаться синтезировать концепции мировой истории или сравнительной истории религии. Это время для волнующих открытий, для чудесных озарений типа «Эврика!» или «Ага!»

Этапы постсеансного обучения

РЕЛАКСАЦИЯ

В процессе сеанса переходите от нулевого состояния к более глубокому состоянию релаксации. Если вы используете прибор с регулируемой частотностью, установите его на частоту  тета или дельта.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Активируйте все возможности, способные ускорить процесс, такие как достижение состояния исцеления, глубокого отдыха, «перезагрузки». Влияние этих возможносте, а также сопутствующего внушения, будет увеличено, если вы используете персональный гипнотический сигнал для погружения в гипнотический транс.

ТЕХНИКА ОСВОБОЖДЕНИЯ, РЕСКРИПТИНГ, ТЕХНИКА ВЗМАХА (SWISH), ВНУШЕНИЕ

В процессе сеанса освободитесь от всех возможных ментальных блоков восприятия, перепрограммируйте негативные скрипты и сделайте себе положительное внушение о своих способностях концентрироваться, воспринимать и понимать новую информацию, укреплять память. Выполните технику взмаха по отношению к любым своим нежелательным состояниям.

НАЧНЕМ

Даже 5 минут, проведенные в таком ультра-расслабленном состоянии невероятно усиливают ваши способности к обучению после выхода из этого состояния. Но после сеанса от 30 минут до часа вы почувствуете себя свежим, отдохнувшим и с обостренными умственными возможностями.

СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Когда вы почувствуете потребность окончить сеанс, активируйте процесс обучения и почувствуйте возбуждение и удовольствие от предвкушения предстоящего процесса обучения. Вы почувствуете такое сильное желание начать процесс обучения, что едва сможете дождаться окончания сеанса, выхода из состояния транса и момента, когда можно приступить к работе.

ПЕРЕХОДИТЕ К СОСТОЯНИЮ БЕТА

Если вы используете технологию, способную регулировать частотность мозговых волн, оканчивайте свой сеанс, возвратившись в состояние бета. Оставайтесь на частоте бета от 18 Hz до 20 Hz в течение нескольких минут, чтобы урегулировать активность мозговых волн на частоте, дающей состояние бодрости, активности и повышенной энергии. Многие пользователи сообщают, что чувствуют себя невероятно сконцентрированными и заряженными после нескольких минут сеанса на частоте 40 Hz.

НАЧИНАЙТЕ ПОДАЧУ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Теперь, когда вы чувствуете себя расслабленным, освеженным, спокойным, бодрым и блистающим умственными способностями, принимайтесь за метериал, который вы хотите освоить. Это время для освоения трудного материала, новых идей и концепций, которые требуют гибкости ума, открытости, восприимчивости к информации и синтезирующего мышления.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНО ВРЕМЯ

Поскольку вы хотите закончить сеанс бодрым, отдохнувшим и с ясным сознанием, полезно, чтобы время проведения сеанса совпало с периодом пониженной активности цикла отдыха-активности вашего организма.

Это позволит вам прийти в себя, как только уровень энергии перейдет к своему пиковому состоянию. Средний человек, чей период бодрствования длится с 7.00 утра до 23.00 вечера, может провести этот предучебный сеанс воздействия на мозг в период небольшого перерыва на кофе (приблизительно около 10.30 утра), после полудня (примерно в 13.30), в послеобеденный перерыв (15.30) или в период отдыха после рабочего дня (17.30-19.00).

Наш мозг, состоящий из особых нейронов, по всей видимости, не может быть до конца «заполнен». Возможно, чем больше он познает, тем больше он становится способен познавать и создавать. Возможно, сейчас мы имеем возможность доказать невероятную гипотезу, а именно: верхняя граница креативности человеческого мозга для любых практических целей не определена.

George Leonard
Education and Extasy

Музыка и программы для тренировки интеллекта

Рекомендумая литература:

A fine overview of accelerated learning techniques is Superlearning by Sheila Ostrander and Lynn Schroeder (New York: Delacorte, 1979) and their more recent Super-Memory: The Revolution (New York: Ca-roll & Graf, 1991), which includes information about the use of brain machines for enhanced mental functioning.




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс