Психологическое обеспечение работы с неуспевающими курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России

Психологическое обеспечение работы с неуспевающими курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России

Автор:
Андрей Патрушев

Версия для печати

В последние годы понятие "психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса" становится одним из ключевых понятий, когда мы говорим о поиске новых средств усовершенствования учебной и воспитательной работы в современном образовательном учреждении МВД России. В настоящее время к деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляются повышенные требования. Обстоятельства требуют от сотрудников не только проявления профессиональных знаний, умений, навыков, но и хорошо сформированных морально-психологических качеств.

Поэтому деятельность образовательных учреждений в данном направлении давно перестала быть данью новым веяниям в образовании, а приобрела конкретный смысл и конкретное содержание. Осознание важности и необходимости использования средств психологии в системе подготовки специалистов для ОВД росло вместе с ростом проблем, возникающих в учебных заведениях в современных условиях нашего общества, качественным изменением контингента учащихся. В связи с этим возрастает значимость целенаправленной работы курсовых офицеров, психологов, кураторов учебных групп и сотрудников отделения по воспитательной работе с курсантами, учитывая личностные и индивидуально-психологические особенности каждого.

Все мы признаем огромное разнообразие человеческих личностей, разнообразие, которое делает каждую личность уникальной, вызывая интерес, беспокойство, восхищение и придавая загадочность нашей собственной особенной природе. Для того, чтобы лучше понимать человека психологи и педагоги разработали системы для выявления и обобщения этих разнообразий (типологий). В настоящее время разработано несколько подходов к типологическому изучению личности, в основу которых в различных сочетаниях положены познавательные процессы, психологические состояния, психологические отношения, темперамент, акцентуации характера, деловые качества. Понимание индивидуальных особенностей и стилей обучения помогает планированию образования и обучающих программ для лучшего учета индивидуальных особенностей личности.

1. Профессиональный психологический отбор.

1.1 Психофизиология индивидуальности.

На наш взгляд, в образовательных учреждениях МВД России весьма перспективным является метод изучения латеральных асимметрий и составления "доминирующего профиля" личности, поскольку он прост в исполнении, а полученная с его помощью информация полезна не только для определения индивидуального стиля обучения, но и при профессиональной ориентации и специализации. Интересно, что результаты, полученные с помощью этого метода хорошо коррелируют с соционическими типами личности с дополнительными различиями по такому качеству как ловкость. Но в отличии от соционики имеют под собой конкретную физиологическую (легко определяемую) основу.

Этот метод был впервые разработан доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон). Доминирующие профили, описанные Деннисоном, определяют латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга. Модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым личность производит внутреннюю переработку информации, и, соответственно, на индивидуальные обучающие стратегии. Значительная заслуга в практическом применении и усовершенствовании метода принадлежит Карле Ханнафорд.

Что такое доминирующий профиль?

Эта методика персональной оценки личности, которая помогает определить особенности обучения любого курсанта. Существуют 32 различных профиля доминант. Их различие зависит от того какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо). Люди проявляют все возможные способы расстановки доминант. Можно, например, иметь ведущую левую руку, но ведущую правую ногу, ведущий правый глаз, но ведущее левое ухо. Латеральные доминанта являются, в основном, врожденными и влияют на способ, которым тело и мозг первоначально обрабатывают информацию. Эти врожденные (базовые) доминирующие признаки особенно полезны для понимания трудностей возникающих у отстающих курсантов. Но они также определяют поведение взрослых в стрессогенных условиях.

По мере взросления и обучения, приобретая новые способности и новые способы обучения, вы естественно растете, продолжая построение вашего адаптивного профиля. Однако, ваш базовый доминирующий профиль будет всегда влиять на ваше поведение в окружающей жизни, особенно, когда вы находитесь под стрессом.

Тридцать два профиля дают дополнительную информацию о том, как мы принимаем, усваиваем, обрабатываем чувственную информацию и затем реагируем на нее и применяем новые знания. Профили помогают нам понять и предвидеть какие трудности могут встретить курсанты при получении особых задач и типов информации. Они даже дают практические советы курсантам, например, кому следует обучаться используя моделирование, как лучше представлять новую информацию особым ученикам и даже - где они должны сидеть в аудитории. Профили также дают ценную информацию для понимания характерологических особенностей: в отношениях в семье, с друзьями, в деловых связях, в творческих и рабочих усилиях.

Почему доминанты так сильно воздействуют на наш способ обучения и поведения? Чтобы понять этот вопрос, нам необходимы знания о связях с полушариями мозга наших глаз, ушей, рук и ног.

Изучение личностных предпочтений

Если попросить кого-либо назвать часть тела, которой он обучается, то наиболее вероятно назовут мозг. И эти люди будут правы, конечно. Но это только часть правды, потому, что мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как эти тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Все эти части тела чрезвычайно важны для процесса обучения.

Кроме того, мы не одинаково используем наши обучающие органы тела. Например, мы предпочитаем одной руке другую, одному глазу – другой, одному уху – другое. Когда информация от органов обрабатывается в нашем сознании, мы отдаем предпочтение одному полушарию мозга. Такое стремление к предпочтению одной стороны другой называется латеральной доминантой.

Как ученики мы также оказываем предпочтение некоторым чувствам. Одни люди учатся лучше, когда видят вещи, другие предпочитают слышать о вещах, некоторые мастерят вещи. Существует целое множество предпочтений в стилях обучения, которые могут выказывать люди. Эти врожденные тенденции вносят заметный вклад в наши уникальные стили обучения. Любые стили обучения по сути не хороши и не плохи. Они просто являются обучением, направленным на определенные типы восприятия, определенные стили, предпочтительны для определенного ряда обучающих задач.

Эта методика пытается определить и объяснить изучение предпочтений в свете латеральных доминирующих признаков. В большей части индивидуальный обучающий стиль зависит от особых способов нервных связей человека, которыми связаны его органы обучения. Когда поступает новая информация, или, что более значительно, во время стресса, мы больше задействуем те сенсоры, которые напрямую связаны с доминирующим полушарием мозга. За счет перекрестной церебральной организации мы легче воспринимаем информацию, когда доминирующий глаз, ухо, рука или нога находятся в противоположной от доминирующего полушария стороне тела.

Задачи, которые легко нам даются благодаря особенностям нашей нервной системы, более близки нам, и мы стремимся чаще применять эти знакомые способы обучения.

Два полушария мозга

Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Возьмем простой пример, логическое полушарие (обычно с левой стороны) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт – означает обрабатывающее целиком или глобально, по сравнению с линейной обработкой. Это полушарие (обычно правое) имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией.

Многие люди предпочитают термины правосторонний и левосторонний. Но у некоторых людей полушария транспонированы и обрабатывают логические действия на правой стороне, а гештальт действия - на левой. Чтобы различить их функционально, используются термины логическое и гештальт, а не левое и правое полушарие.

Мозолистое тело между полушариями действует как короткий путь, позволяющий быстро воздействовать на оба: линейное детальное в логическом полушарии и общий образ - в гештальт полушарии. Когда существует хорошая связь между двумя половинами, в результате появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария для какой-либо деятельности, тем больше связей формируется через мозолистое тело. Чем больше связей, тем быстрее обработка информации между полушариями, и тем более разумно мы способны действовать. В действительности необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы быть действительно мастером в каком-либо виде деятельности. Но, как замечено выше, мы все имеем определенный уровень доминанты полушарий во время стресса или при получении новых знаний, и люди, в зависимости от личных особенностей, всегда будут предпочитать либо логическую, либо гештальт обработку.

Обработка логической доминантой

Логическое полушарие обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом. Это полушарие имеет дело с частями языка (алфавит, слова, синтаксис, произношение) и должно рассматриваться как вербальное полушарие. Оно также линейным способом имеет дело с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству по типу "шаг за шагом". Ученик с логической доминантой имеет большее преимущество в нашей современной системе образования, сориентированной на вербальные функции.

Обработка гештальт доминантой

Гештальт полушарие обрабатывает информацию из целого по частям в виде контекста. Это полушарие обрабатывает информацию через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию. По отношению к языку, это полушарие обеспечивает образы, эмоции, диалект, которые способствуют более глубокому пониманию сказанного. Это полушарие должно быть рассмотрено как творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы. Ученик с гештальт доминантой, на сегодняшний день, мягко говоря, не приветствуется в нашей образовательной системе.

Перекрестный латеральный контроль

Вдобавок к этим различиям в специализации полушарий, существует другое различие между двумя сторонами мозга, каждая из которых контролирует противоположную сторону тела. Мозг обладает перекрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с противоположной стороной мозга. Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела либо реализуются, либо контролируются левым полушарием. Все сенсорно-моторные функции левой стороны тела реализуются или контролируются правым полушарием. Следовательно, правый глаз больше связан с левым полушарием, а левый глаз – с правым полушарием. Левая рука посылает информацию и контролируется правым полушарием, а правая рука посылает и получает сигналы от левого полушария, и так через все тело.

Отдавая преимущество преобладающему полушарию не удивительно, что мы предпочитаем те сенсорно-моторные функции, которые обеспечиваются нашей латеральной доминантой. Эти сенсорные и моторные функции (движение), когда доминанта глаза, уха или руки находится на противоположной стороне тела от доминанты полушария, наиболее эффективно связаны с мозгом даже во время стресса.

Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне, а ваша доминанта глаза – на правой стороне, то вы способны принимать визуальную информацию в любых ситуациях, даже в стрессовой ситуации. Видение будет предпочтительным способом обучения для людей с доминантой глаза противоположной доминанте полушария, и, таким образом, они будут визуальными учениками.

Именно во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии можно назвать односторонним состоянием. В противном случае, когда оба полушария функционируют оптимально и синхронно, можно назвать интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логических и творческих способностей.

Влияние односторонней обработки

Во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, мы ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.

Когда все обучающие компоненты – глаз, ухо, рука, нога и полушарие мозга имеют доминанту на правой стороне, во время стресса такая личность не способна иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации и имеет трудности в тонкой моторике и в общении. Такие ученики, ошеломленные всей картиной, не способны увидеть детали, и у них должно быть время, чтобы посидеть в тишине и одиночестве для внутренней переработки информации. Из-за того, что они имеют трудности вербального плана, видения и слышания под стрессом, они часто получают ярлык “неспособные” ученики, или им требуется специальное образование, и в конце концов они получают еще больший стресс, который увековечивает их одностороннее состояние. Противоположен этому профиль, где левое полушарие контролирует правую руку и ногу и получает информацию от правого глаза и уха.

Даже под стрессом личность с таким профилем может иметь доступ к визуальной и аудиальной информации и может связывать детали посредством языка. Этот тип учеников обычно хорошо справляется с тестами на проверку вербальных (устных) и математических способностей. Однако, такие ученики (поскольку их гештальт, обычно правое, полушарие не жизнедеятельно во время стресса) могут испытывать затруднения в понимании образных, ритмических или эмоциональных способов обучения. У них может отсутствовать в и дение всей картины (не видят лес за деревьями), что значительно уменьшает их понимание информации.

Для оптимального обучения необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени. Хотя логическое полушарие и рассматривается как язык мозга, нам необходимо понимание гештальт полушария, чтобы обеспечить полную функцию языка для обработки информации. Такое состояние является истинным творчеством. Через гешьальт полушарие рассматривается творчество мозга. Но чтобы достичь высокого творчества в живописи, музыке, танцах, театральном искусстве, спорте необходима отточенная техника, то есть функции логического полушария.

Доминанта глаза

В интегрированном состоянии мы способны получать первичную информацию обоими глазами, которые включают оба поля зрения: левого и правого глаза. Обзор с этих полей затем интерпретируется в мозге, чтобы дать нам действительное целостное восприятие и анализ. Только 4 % в и дения действительно приходит через глаза как первичное в и дение, другие 96% строятся в нашем мозге, используя интегральную информацию нашей памяти и всех наших чувств.

Визуально-способные ученики имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию, и сохраняют доступ к визуальной информации даже под стрессом. Для них помощью будет визуальная презентация новой или критической информации в виде карт, диаграмм, картин, таблиц, стендов и т.п. Под стрессом доминирующий глаз будет определять, как визуальная информация первоначально обрабатывается в зависимости от того, с каким полушарием связан доминирующий глаз. Личности с логической доминантой и противоположным доминирующим глазом будут обрабатывать свое визуальное поле только в деталях, опуская общую картину. Личности с гештальт доминантой и противоположным доминирующим глазом будут видеть всю картину, опуская детали.

В визуально-ограниченном профиле доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, и визуальный доступ во время стресса уменьшается. Приблизительно половина всех учеников имеют доминирующий глаз на той же стороне, что и доминирующее полушарие. Таким образом, при попытке получения критической информации, они могут не смотреть на преподавателя. Они даже могут закрыть глаза для того, чтобы сконцентрироваться на устной информации более эффективно, особенно если их ухо имеет соответствующий доминирующий признак. Как вы можете представить, доминирующий глаз имеет важное значение при чтении. При нормальной церебральной организации доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз. Правый глаз естественным образом следит слева на право, в то время, как левый глаз естественным образом следит справа на лево. Ученики с левым доминирующим глазом будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, затем с левой, это вызывает трудности в чтении языков, которые пишутся слева на право (например русский язык). Поскольку рука и глаз так глубоко связаны, то перевернутое письмо не является чем-то необычным, когда дети с доминирующим левым глазом начинают учиться читать и писать.

Доминанта уха

В интегрированном состоянии мы способны принимать первичную слуховую информацию через оба уха. Звук затем интерпретируется в мозге (с интеграцией нашей памяти и всех наших других чувств), что дает нам аудио представление и анализ мира.

Аудио-способные ученики имеют доминирующее ухо на другой стороне от доминирующего полушария и предпочитают слуховую презентацию при получении новой или критической информации. Существует определенная асимметричность в нервных связях, идущих от каждого уха к полушарию мозга. Заметим, что нервные волокна, идущие от правого уха к левому полушарию, толще, чем нервные волокна, идущие от левого уха к левому полушарию (так же, как для глаз).

Из-за этой асимметрии правое ухо первоначально посылает информацию в левое полушарие, в то время, как левое ухо первоначально посылает информацию в правое полушарие. Поэтому личности с гештальт полушарием и противоположным доминирующим ухом будут предпочитать обзоры, метафоры, эмоционально окрашенные истории, лучше понимать диалекты и эмоциональную информацию. Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями для детального или линейного способа подачи информации.

Область мозга, которая интегрирует звуковую информацию, височная слуховая впадина, имеет сильные нервные связи с областью, которая обрабатываает запоминание и эмоции в системе, отвечающей за процессы памяти. Ученики с аудиальной доминантой часто имеют превосходную память – в зависимости от их связи с полушарием. Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию. Личности с гештальт доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основной смысл, эмоции и целые понятия.

В аудио-ограниченном профиле (когда доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие) аудиальный доступ уменьшается во время стресса. Для таких учеников слышание, получение новой информации через слушание, может быть трудным. Почти половина учеников являются аудио-ограниченными, однако большая часть обучения в нашей образовательной системе производится устно.

Уши также облегчают наше понимание оттенков и скрытого значения слов, а также множество высокочастотных компонент в обычном языке. Поскольку было определено, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность расшифровать высокочастотные компоненты обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), то при нарушении речи необходимо рассматривать возможность улучшения функционирования слуха.

Руки

Руки посылают информацию в мозг через касание и движение. Руки являются также средством выражения получаемых знаний через жест и письмо. Интересно, что сканирование мозга показало, что когда люди говорят, существует увеличение активности в области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение, как в устном, так и в кинестетическом выражении. Наши соотношения доминант для полушарий мозга и рук отчетливо влияют на то, как мы предпочитаем выражать себя.

Личности с логическим доминирующим полушарием стремятся выражать себя вербально. Они любят говорить о том, что они изучают и о своем мнении. Люди, чья доминирующая рука противоположна доминирующему логическому полушарию (обычно левое полушарие/правая рука) являются вербально способными учениками. Даже под влиянием стресса они могут полностью сохранять вербальные способности. Этим ученикам полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Но под стрессом они могут быть менее способны выразить себя с помощью жестов рук или поз тела ( кинестетически ограниченные ).

Личности с логическим доминирующим полушарием, чья доминирующая рука находится на той же стороне тела (обычно левое полушарие/левая доминирующая рука) в одностороннем состоянии будут ограничены в общении. Под стрессом они имеют ограниченный доступ к кинестетическому, гештальт полушарию и также будут ограничены в своем устном выражении, из-за одностороннего состояния мозг/рука.

Личности с доминирующим гештальт полушарием стремятся выражаться кинестетически. Они хорошо общаются при помощи жестов своего тела и любят вовлекаться в физическое действие во время обучения. Их жесты и язык тела могут быть очень выразительны. Когда доминирующая рука противоположна доминирующему гештальт полушарию (обычно правое полушарие/левая рука), ученик является кинестетически способным . Даже под стрессом они могут полностью взаимодействовать кинестетически. Этот тип учащихся эмоционально и физически выражается и обучается кинестетически посредством манипуляции объектами и через ручной труд. Но под стрессом они будут не способны использовать слова, чтобы выразить себя ( вербально ограниченные ).

Ученики с гештальт доминантой и доминирующей рукой на той же стороне тела (обычно правое полушарие/правая доминирующая рука) является ограниченными в общении в одностороннем состоянии. Под стрессом они имеют ограниченный доступ к вербальному, логическому полушарию и также будут ограничены в своем кинестетическом выражении из-за одностороннего состояния мозг/рука.

Всем ученикам с гештальт доминантой рекомендуется движение для закрепления обучения. В любом случае, движение и устное общение являются существенными для закрепления новой информации и должны быть обычными и часто используемыми в эффективном учебном плане.

Ноги

Ноги контролируются противоположным полушарием, которое координирует и команды движения ног, согласно мышечным усилиям. Личность с доминирующей ногой противоположной полушарию мозга является способной к точным движениям (ловкой).

Когда доминирующая нога находится на противоположной от логического полушария стороне тела, личность будет стремиться выполнять более планируемые движения. Такие люди хорошо следуют инструкциям типа: шаг-за-шагом в спорте, танцах и других видах активного движения, но могут иметь недостаток в спонтанности (красоте) движения.

Если доминирующая нога противоположна гештальт полушарию, движения будут более спонтанными, свободными и ритмичными. Однако, у таких людей могут быть трудности следования инструкциям типа: шаг-за-шагом.

Когда доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие ( ограниченное движение ), то под стрессом такие личности будут иметь затруднения в движении. Личности с таким профилем обнаружат, что в стрессогенных условиях, прежде всего, они имеют тенденцию замирать и не способны выполнять немедленные физические действия. Они могут почувствовать себя парализованными или испытывают неуклюжесть, приводящую к легким и серьезным травмам.

Доминирующие профили дают информацию обо всех компонентах обучения: глазах, ушах, полушариях мозга, руках и ногах. Люди могут быть ограничены в одних чувствах и более способны в других. Они могут быть визуально или аудиально способными, но с ограниченным движением рук и ног, или иметь другие комбинации. Во время стресса некоторые имеют полный доступ ко всем чувствам, другие ограничены в доступе.

Интеграция целого мозга

Оптимальное обучающее состояние является состоянием целостной интеграции мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны, имея доступ ко всей чувственной информации и эффективно взаимодействуют, управляя движением и обработкой информации. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать и улучшать окружающую среду, в которой происходит обучение.

Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Как было сказано выше, стресс вызывает усиление латеральной асимметрии. Кроме того, ученикам должен быть предоставлен широкий спектр мультисенсорных возможностей. Если они могут видеть визуально организованный материал, слышать объяснения этого материла, и получать тактильные возможности - брать и разбирать на части макеты, манипулировать ими и т. д., это дает больший шанс в соответствии всем стратегиям обучения. Другой важной составляющей успешного обучения является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.

Широкий спектр различных движений может быть очень эффективным в закреплении знаний в системе сознание/тело. Среди них: специально разработанная гимнастика ума, ритмика, Тай Чи, вокал или групповое пение, самостоятельное музицирование и танцы, кооперативные (не соревновательные) физические образовательные программы, одиночное и групповое самовыражение через творчество, групповой поиск решений и тихое время для размышления.

2. Как определить доминирующие профили

Особенно легко определять основные доминирующие профили у детей потому, что у них нет сложившихся представлений относительно своих доминирующих паттернов, и они еще не развили стабильные компенсаторные стратегии. Дети с интересом открывают в себе что-то новое и с удовольствием определяют свои доминирующие профили с помощью одноклассников, родителей и преподавателей. Тестируя детей, можно быть уверенным, что получаете их настоящие базовые профили.

Может оказаться, что у взрослых достаточно трудно определить их основные (базовые) доминирующие профили, потому, что они развили стабильные компенсаторные стратегии. При индивидуальном тестировании на итог определения может повлиять ряд факторов. Субъекты могут быть в значительной степени интегрированны в данный момент времени, используя оба полушария мозга и обе стороны тела в равной степени. Или люди могут предпочитать одну сторону другой из-за задачи, которую они сейчас решают, безотносительно к их основному профилю.

Ситуация профессионального психологического отбора в образовательном учреждении МВД России именно из за своей стрессогенности для абитуриентов весьма благоприятна для определения базового доминирующего профиля. Поскольку, как рассматривалось выше, стрессогенные ситуации однозначно активируют именно базовый доминирующий профиль.

Существует ряд способов определения латеральной доминанты глаз, ушей, рук, ног и полушарий мозга. Рассмотрим два метода, которые можно использовать для определения себя и других.

Первый метод для самоопределения, является быстрым и обычно подходит для определения ваших текущих латеральных предпочтений. Опять же, для взрослых он может оказаться не обязательно базовым профилем. Самоопределение включает в себя ответы на вопросы и наблюдение за своим поведением. Лучше всего попросить помочь других определить ваш собственный профиль. Часто, чем меньше субъект знает об определении, тем более точен результат. Поэтому, если вы хотите знать ваш собственный профиль, возможно, будет лучше, чтобы кто-то прочитал о методе самоопределения, описанном ниже, и помог вам в выполнении простых описанных ниже задач.

Однако более точно основные доминирующие профили определяются посредством мышечной проверки и "машинным" методом - биоэлектромагнитной реактивности (с помощью экспертно-диагностического комплекса "ЛИРА-100"). Мышечная проверка обычно используется кинезиологами и врачами, помогая им исследовать людей через нейромышечные сигналы тела. Метод мышечной проверки более сложен для изучения и требует большей практики, чем метод самоопределения и "машинный" метод.

Пожалуйста, имейте в виду, что каждый профиль является по своему совершенным и соответствует особому обучающему стилю. Поэтому нет смысла рассуждать относительно превосходства одного перед другим. Собранные вместе тридцать два профиля поддерживают мир, который нуждается в различных способностях и множественных точках зрения. Также, пожалуйста, не "вешайте таблички" на курсантов. Доминирующие профили не представляют всей многообразности каждой личности и не указывают на какие либо определенные адаптивные стратегии, которые люди развивают, чтобы расширить свои способности по мере своего роста и развития.

Метод Самоопределения

Рука – не зависимо от руки, которой Вы в настоящее время постоянно пишете. Вы можете помочь другим людям определить их ведущую руку, предложив им ручку или карандаш на уровне их средней части тела (на уровне талии). Какой рукой они коснуться, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой.

Глаз - Держите ваш большой палец вытянутой руки, направляя его на вертикальную линию интерьера (дверь, оконную раму, картинную раму и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Вы вероятно увидите двойное изображение – это нормально. Не двигая большим пальцем и головой, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Который глаз держит изображение вертикального объекта на одной линии с пальцем, тот и является доминирующим. Или, сделайте окошко пальцами двух рук. Держите окошко на длине вытянутой руки. Сфокусируйте оба глаза через окошко на линейном объекте (лице другого человека, дверном косяке и т.д.). Не двигая окошко или голову, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Тот глаз, который держит изображение – ведущий.

Ухо - Представьте, что за стеной есть люди, которые говорят о вас. Подойдите к стене и приложите ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Которое ухо вы приложили к стене?

Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы поднимаете, чтобы слышать звуки вокруг.

Или вручите определяемому человеку морскую раковину или пустую чашку на уровне талии. Попросите его послушать звук раковины или чашки и отметьте, каким ухом они прикладывают раковину или чашку, чтобы услышать звук.

Нога - Поднимитесь на подножку или кресло и отметьте, какую ногу вы использовали первой. Или пните мяч и посмотрите, какой ногой вы это сделали (полезно, чтобы кто-нибудь посмотрел, чтобы вы об этом не думали).

Или вы можете наклониться далеко вперед, держа ноги вместе, пока не упадете вперед и заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть.

Или, что бы быть более точным, пусть кто-нибудь вас подтолкнет, когда вы этого не ожидаете этого. (Очевидно, с последним тестом будьте осторожней).

Полушарие мозга – Используйте приведенное выше описание Логического и Гештальт полушарий, чтобы решить, которое полушарие вам в настоящее время наиболее доступно. В условиях профессионального психологического отбора – когнитивно-перцептивный тест. Это должно дать вам некоторые указания о вашем доминирующем полушарии. Однако лучшим тестом будет вспомнить, как вы первоначально реагируете во время сильно напряженной ситуации. Во время стресса вы больше полагаетесь на ваше доминирующее полушарие.

Если у вас доминирующее логическое полушарие, то под стрессом вы сначала анализируете ситуацию, пишете или говорите об этом, рассматриваете специфические причины, вызвавшие ее. Вы фокусируетесь на деталях, и вам очень нужно понимание каждого аспекта ситуации.

Если у вас доминирующее гештальт полушарие: тогда под стрессом ваша первая реакция охватить всю ситуацию в целом и понять, что вы чувствуете по этому поводу. Но вы можете быть не способны расшифровать детали. Вам будет трудно рассказать о ситуации по частям. Выражение ситуации через словесное описание не является первоначальной потребностью. Чаще вы чувствуете сильную потребность в физическом движении или выражении эмоций.

"Машинный" метод.

Наиболее простой (при наличии прибора) и быстрый (около трех минут на одного человека) в исполнении метод. Принцип действия основан на анализе ответного электромагнитного сигнала на воздействие наведенного информационного электромагнитного поля импульсного сложномодулированного характера непосредственно в живых тканях органов, биохимических средах, крови, лимфе и неорганических растворах веществ.

Программно-аппаратный экспертно-диагностический комплекс "ЛИРА-100" используется в Уральском юридическом институте МВД РФ в ходе профессионального психологического отбора и дальнейшего мониторинга во время всего периода обучения для выявления лиц, склонных к аддиктивному поведению и (или) имеющих нервно-психическую неустойчивость. Определение ведущего полушария происходит при замере интенсивности крово-лимфотока в симметричных рефлексогенных синокаратидных зонах (на шее). Аналогичным способом может быть определена ведущая рука.

1.2 Прогноз академической успеваемости.

Итак, на наш взгляд, основой психологической работы с отстающими курсантами является профессиональный психологический отбор, позволяющий определить широкий набор эмоционально-волевых, характерологических и психофизиологических особенностей будущих курсантов и уже на начальном этапе обучения сформировать группу особого психологического и педагогического контроля.

Важное значение имеют результаты профессионально-психологического отбора для прогноза академической успеваемости курсантов, что, в свою очередь, позволяет определить категорию первокурсников, нуждающихся в помощи преподавателей и психологов.

В ходе исследования была разработана “Методика прогноза успеваемости курсанта”. Она существенно отличается от методики, созданной и предложенной в 1996-97 годах И.А.Андреевой, Б.Г.Бовиным, Н.И.Мягких, А.Д.Сафроновым . Так как уже длительное время в ходе отбора не используется тест Равена, предложенная авторами формула прогноза успеваемости устарела и не отвечает современным требованиям.

Многолетние наблюдения и исследования причин отчисляемости курсантов показали, что ключевыми составляющими нового диагностического уравнения прогноза успеваемости должны быть:

•  уровень интеллектуального развития;
•  уровень направленности личности на задачу;
•  уровень сформированности мотивации на получения образования.

Поэтому новое уравнение получило следующий вид:

Бпу=И*[1+(М-И)*0,13]*[1+(Н-6)*0,06], где:

Бпу – балл прогнозируемой успеваемости.
И – оценка по тесту интеллекта Амтхауэра
М – оценка мотивации по результатам анкеты “Неоконченные предложения”, “Мотивация профессионального выбора”, MMPI и заключения эксперта по мотивации.

Н – оценка направленности на задачу по тесту ЛОО.
1 – основа коэффициентов для расчетов.
0,13 и 0,06 – индексы отклонений значений мотивации и направленности, полученные в результате сравнительного анализа успеваемости и оценки ППО 400 курсантов второго и третьего курса.

Для иллюстрации применения этой формулы рассмотрим несколько примеров:

Испытуемый №1: И=5, М=5, Н=2

Бпу=5*[1+(5-5)*0.13]*[1+(2-6)*0.06]=3.8

Реальный средний балл успеваемости испытуемого №1 равен 3,6.

Испытуемый №2: И=3, М=4, Н=2

Бпу= 3*[1+(4-3)*0.13]*[1+(2-6)*0.06]=2.57

Реальный средний балл успеваемости испытуемого №2 равен 2,5

Испытуемый №3: И=4, М=4, Н=10

Бпу= 4*[1+(4-4)*0.13]*[1+(10-6)*0.06]=4,96

Реальный средний балл успеваемости испытуемого №3 равен 5.

Таким образом, мы видим, что курсант, обладающий высокими интеллектуальными способностями, но не имеющий достаточно высокой мотивации к обучению и направленности на овладение профессией учится ниже своих способностей. А высокая мотивация и направленность при среднем уровне способностей позволяют курсанту учиться лучше.

Результаты, полученные с помощью формулы прогноза успеваемости, были проверены на выборке из 50-и курсантов с использованием критерия Пирсона:

Полученные результаты показывают, что различия между прогнозируемыми и реальными оценками не достоверны, то есть разработанная модель прогноза успеваемости обладает высокой прогностической способностью.

Значительное расхождение в прогнозе и реальных оценках курсанта привлекает внимание преподавателей, командиров, психологов и ему оказывается необходимая помощь.

Результаты профессионально-психологического отбора курсантов являются основой для организации работы с ними всех субъектов учебно-воспитательного процесса. На основе результатов отбора отделение психологического обеспечения готовит прогноз успеваемости курсантов, который передается в учебный отдел, отделение комплектования, начальникам факультетов. Этот прогноз учитывается при комплектовании учебных групп: в них равномерно распределяются курсанты с высоким и средним уровнем прогнозируемой успеваемости. Таким же равномерным образом между группами распределяются курсанты, включенные в группу особого контроля. Сведения о них передаются так же в отделение воспитательной работы и курсовым офицерам.

Результаты профессионально-психологического отбора являются так же основанием для отбора кандидатур на должности младших командиров. Начальникам кафедр передаются сведения об особенностях курсантов, у которых прогнозируются затруднения в адаптации к новым условиям обучения. Это служит основанием для оказания им дополнительной помощи и индивидуального подхода к обучению.

2. Анализ типичных затруднений курсантов в ходе учебного процесса.

Таким образом, наши исследования показывают, что успеваемость курсантов не в последнюю очередь определяется наличием личностно значимых целей и ценностей, то есть мотивации, в контексте всего учебного процесса. При наличии мотивации даже широкий набор трудностей, типичный для образовательных учреждений МВД России:

•  недостаточность самоподготовки;
•  оторванность от привычной социальной среды;
•  нехватка коммуникативных навыков;
•  недоброжелательное отношение с товарищами;
•  невнимательное, нетактичное отношение со стороны руководителей;
•  чрезмерная загруженность в учебной и служебной деятельности;
•  отрицательное отношение членов семьи, ближайшего окружения к работе в органах внутренних дел обычно не приводит к серьезным затруднениям в учебной деятельности и академической неуспеваемости. К сожалению, основной контингент, поступающих в образовательном учреждении МВД России на сегодняшний день составляют выпускники общеобразовательных школ, у которых процесс формирования личности, а значит, как ценностей, так и целей еще не завершен.

Исследования, проведенные в Нижегородском юридическом институте МВД России показали, что личные цели, как правило, не определяются осознаваемыми трудностями. Так, 75% слушателей в качестве основной цели психологической подготовки отмечают познание людей, и только 42% полагают это личным затруднением.

Ставят цель самопознания и саморазвития 68% слушателей, но лишь 15% относят это к личным трудностям. В то же время 47% слушателей отмечают у себя недостаточность памяти, мышления, воли, внимания. При этом отдельные затруднения (понимание учебного материала, несформированность навыков самомотивирования, пассивность, неумение планировать свою работу) не рассматриваются в качестве личной цели психологической подготовки. Вместе с тем, несмотря на несогласованность представлений о личных целях и личных психологических трудностях, 48% слушателей отмечают, что хотят использовать психологические знания в профессиональной деятельности и жизни.

Интересно сопоставить самооценки выраженности психологических затруднений и субъективные ранги за данного набора типичных психологических трудностей первокурсника. По результатам исследования слушатели часто (целенаправленно или неосознанно) искажают оценки выраженности и значимости личных психологических затруднений.

Так, низкую оценку сформированности навыков управления умственной работоспособностью дали себе 10% слушателей, в то время как высокую значимость данного затруднения отметили 32% слушателей. Способность к самоуправлению желаниями, настроениями – соответственно 6,7% и 23%, понимание обсуждаемых вопросов – 4,2% и 18%. При этом некоторые учебные трудности (с низкими оценками сформированности действий) даже не вошли в первую десятку наиболее значимых личных психологических затруднений.

Следовательно, осознание первокурсниками личных психологических затруднений в самооценивании может быть искажено, что говорит как о несформированности структур самосознания, так и о их неэффективной внутренней организации. Если в первом случае слушателям показаны психологическое консультирование и тренинг самопознания и саморазвития, то во втором – необходима психологическая коррекция личности.

Сравнение выборок показывает, что ведущая деятельность является контекстом саморазвития и характеризуется соответствующими личностными смыслами. Следовательно, в психологической подготовке будущего профессионала важно учитывать личностные особенности слушателя, включать то особенное содержание, которое не сводимо к психологическим нормам и требованиям профессиональной деятельности.

В результате исследования можно сделать следующие выводы: в содержании личных целей слушателей выражено своеобразие их внутреннего мира, особенности коммуникативного поведения, стремление к успеху и личной эффективности. Главной чертой исходного уровня готовности первокурсников к работе над собой является их интерес к саморазвитию и несформированность психотехнических средств, направленных на проверку того, “Кто Я” и “Что Я хочу”. Осмысление личных целей позволяет слушателям определить направление работы над собой.

В целом анализ интересов профессионально-значимого саморазвития первокурсников показывает, что для выпускников средней школы значимыми являются не представления о требованиях будущей профессиональной деятельности, а проблемы, связанные со становлением их личности.

Осмысливая личные трудности управления психикой, первокурсники приписывают ей логику внешней объективно данной действительности. Действуя и реагируя на мир метафорически, обучаемый собственное сознание отождествляет с объективным миром. В его сознании состояние внутреннего совершенства отражается как непосредственно чувственный опыт. Характер отношения к этому состоянию не затрагивает смысловой иерархии личности и является скорее познавательным.

Обобщение результатов экспериментальных исследований позволяет определить структуру и содержание затруднений, с которыми сталкиваются курсанты в ходе учебной деятельности:

1. Работа на лекции:

•  эффективность мышления на лекции;
•  конспектирование лекции.

2. Работа на групповых занятиях:

•  пользование конспектами;
•  подготовка ответов;
•  участие в групповых дискуссиях;
•  понимание обсуждаемых тем, вопросов;
•  оценки, удовлетворенность ими.

3. Подготовка к занятиям:

•  чтение учебных текстов (скорость, понимание, запоминание);
•  конспектирование литературных источников;
•  планирование времени и работ.

4. Усвоение знаний:

•  надежность памяти и внимания;
•  умственная работоспособность;
•  мышление (скорость, гибкость, способность к анализу и обобщению информации);
•  творчество, способность к оригинальному мышлению;
•  речь, способность к точному выражению своих мыслей.

5. Возможные проблемы в общении:

•  в учебном заведении (в учебной группе);
•  работа с людьми;
•  личные контакты.

6. Взаимоотношения с людьми:

•  друзья, знакомые;
•  с руководством;
•  с преподавателями.

7. Самопознание:

•  знание себя, своих сильных и слабых сторон;
•  выраженность интереса к самопознанию.

8. Способность к самоуправлению:

•  поведением;
•  эмоциями, волей;
•  желаниями, настроениями;
•  интересами.

Как видно из этого списка, часть проблем можно разрешить в рамках организации курса "Обучение учению". Наиболее полно, на наш взгляд, этот курс представлен в пособии Нижегородского юридического института МВД России.

Так, например, использование методики "Обучение учению" в течение двух лет на лагерных сборах УрЮИ МВД России показало, что начинающие первокурсники не осознают все сложности предстоящего обучения, не определились, по каким дисциплинам у них возникнут наибольшие трудности, и как применить рекомендации психологов к конкретному предмету.

Поэтому по предложению руководителя психологической службы занятия по курсу "Обучение учению" теперь проводятся во втором семестре обучения, когда курсанты, пройдя сессию, осознают всю сложность процесса усвоения знаний в образовательном учреждении МВД России РФ.

Другая часть проблем относится к категории так называемых "личных техник" и может быть разрешена с помощью разнообразных тренингов "личностного роста". Традиционные тренинги требуют высокой квалификации психологов, хорошо слаженной команды. В настоящее время эти условия не всегда удачно сочетаются в отделениях психологического обеспечения образовательных учреждений МВД России.

Вот уже несколько десятилетий более чем 250-и учебных центрах и университетах США, Канады, Европы и Австралии применяется методика свето-звуковой тренировки мозга. Разработанная в 1958 году в США она показала высокую эффективность и безвредность для организма.

Методика была переработана и адаптирована к условиям института сотрудником отделения психологического обеспечения А.В.Патрушевым и после успешного эксперимента под названием Методика “Психологическая поддержка курсантов 1-4 курсов в учебной деятельности” применяется, в настоящее время в УрЮИ МВД России. Более того, этот метод также прошел успешную апробацию в подразделениях и органах внутренних дел Омской, Кемеровской и Свердловской областей.

Эксперимент заключался в следующем. Среди учебных групп второго курса была взята группа с самым низким средним баллом успеваемости по итогам сессии. Он равнялся 2.87 балла. Перед началом эксперимента в этой группе был исследован интеллект по тесту Амтхауэра. Состоялась беседа с курсантами этой группы, из них были выделены лица, испытывающие наибольшие трудности в усвоении учебного материала. Таких оказалось 6 человек.

Все они добровольно согласились участвовать в эксперименте. Было проведено 15 занятий по 30 минут с этими курсантами. По окончанию было проведено аналогичное исследование. По результатам исследований сравнивали средние профили структуры интеллекта курсантов экспериментальной группы с таковыми у остальных курсантов, которые в данном случае выступали как контрольная группа (см. таблицу).

Таблица

Средний профиль

Средние показатели по тесту Амтхауэра в Т - баллах

шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

средние значения контрольной группы

5,3

5,2

4,7

3,7

4,5

5,4

7,2

8,1

6,5

средние значения экспериментальной группы

6,8

4,8

5,4

4,3

6,5

6,2

8,6

8,8

8,6

различие

1,5

-0,4

0,7

0,6

2

0,8

1,4

0,7

2,1

 

Таблица демонстрирует повышение способностей курсантов. После завершения эксперимента показатели памяти и внимания, участвовавших в эксперименте превысили результаты курсантов не участвовавших в нем. В ходе очередной сессии средний балл успеваемости группы в целом составил 3.44 балла.

3. Методика свето-звуковой тренировки мозга.

3.1 Теоретические основы.

В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать электрические потенциалы мозга. Тогда же было установлено, что мозг способен следовать за различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного диапазона частот электрических потенциалов мозга (0.5-42Гц). Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 10-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных частот мозга. Это открытие позволило создать эффективную систему тренировки мозга для достижения необходимых состояний.

В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.

Бета волны — самые быстрые. Их частота варьируется, в классическом варианте, от 14 до 42Гц (а по некоторым современным источникам, - более чем 100 Герц). В обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем, эти волны, преимущественно в диапазоне от 14 до 40 герц, доминируют в нашем мозге. Бета волны обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

Альфа волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Электрические колебания в мозге при этом замедляются, и появляются “всплески” альфа волн, т.е. колебаний в диапазоне от 8 до 13 герц. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние приятной умиротворенности, именуемым еще “альфа состоянием”. По-видимому, альфа-состояние является “нейтральным”, бездеятельным состоянием мозга; на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много.

Недостаток их может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или болезни. Также альфа волны являются своеобразным мостиком - обеспечивают связь сознания с подсознанием. Исследованиями методом ЭЭГ установлено, что люди, пережившие в детстве события, связанные с сильными душевными травмами, имеют подавленную альфа активность мозга (эффект вытеснения).

Аналогичную картину электрической деятельности мозга можно наблюдать и у людей, страдающих посттравматическим синдромом, полученным в результате совершенного над ними насилия, военных действий или экологических катастроф. Также в этом диапазоне лежит сенсорно-моторный ритм, поэтому становится понятным – почему у людей, страдающих посттравматическим синдромом, затруднен произвольный доступ к чувственно-образным представлениям.

Тета-волны появляются, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Электрические колебания в мозге становятся более медленными и ритмичными, в диапазоне от 4 до 8 герц. Это состояние называют еще “сумеречным”, поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими.

Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части ума, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в тета состоянии человеческий мозг продуцирует больше бета-эндорфинов – собственных “наркотиков”, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Этому психофизиологическому состоянию (похожему на гипнотические состояния картиной распределения и сочетания электрических потенциалов головного мозга) в 1848 Френчмен Маури дал название гипногогическое (от греческого hipnos = сон и agnogeus = проводник, ведущий). В каждой Восточной философско-эзотерической школе “гипногогия” использовалась веками для творчества и самосовершенствования, были тщательно разработаны психотехники и ритуалы для достижения этого состояния и существуют подробные классификации психофизиологических феноменов, ему сопутствующих. Заметим, что применение гипногогии не ограничивается Восточными религиями.

История донесла до нас, что такие известные личности, как Аристотель, Брамс, Пучини, Вагнер, Франциск Гойа, Ницше, Эдгар Алан По, Чарльз Диккенс, Сальвадор Дали, Генри Форд, Томас Эдисон и Альберт Эйнштейн намеренно использовали гипногогию для своего творчества, используя технику, которую описал еще Аристотель.

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа и тета волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в альфа и тета диапазоне, у них резко возрастает.

Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно увеличивает творческие способности человека, способность его к обучению, способность самостоятельно решать различные проблемы. Также значительно снижается потребность в алкоголе и наркотиках.

Дельта волны начинают доминировать, когда мы погружаемся в сон. Они еще медленнее, чем тета-волны, поскольку имеют частоту менее 4 колебаний в секунду. Большинство из нас при доминировании в мозге дельта волн находится либо в сонном, либо в каком-то другом бессознательном состоянии. Тем не менее, появляется все больше данных о том, что некоторые люди могут находиться в дельта состоянии, не теряя осознанности.

Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми или “нефизическими” состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Недавними исследованиями установлено, что, как только человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность электрической активности мозга в дельта диапазоне значительно возрастает (наряду с бета активностью).

Стимуляция мозга в дельта диапазоне позволяет, с одной стороны, избавиться от бессонницы, с другой, - повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания", а также значительно ускорить адаптацию и реадаптацию психологов в экстремальных ситуациях.

Современные методы компьютерного анализа электрической активности мозга позволили установить, что в состоянии бодрствования в мозге присутствуют частоты всех диапазонов, причем, чем эффективней работа мозга, тем большая синхронность (когерентность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

Свето-звуковая тренировка мозга в России фактически неизвестна. В России свето-звуковая стимуляция применяется лишь в электроэнцефалографических исследованиях, как диагностический метод. Тем не менее, за рубежом популярность свето-звуковой стимуляции мозга сейчас стремительно растет, благодаря ее высокой эффективности, простоте и безопасности. Несмотря на то, что данный метод успешно используется в клиниках, наибольшее число приборов находится в личном пользовании. К сожалению, в России данные приборы серийно не выпускаются.

За рубежом существуют многочисленные научные публикации о применении светозвуковых устройств для лечения или значительного облегчения страданий людей, столкнувшихся в своей жизни с насилием, стрессом (в результате катастроф, боевых действий и т.д.); с такими нервными расстройствами, как беспокойство и депрессия; сезонными расстройствами; бессонницей; заболеваниями сердца; заболеваниями желудочно-кишечного тракта; головными болями; болями в спине; хроническими болями; гипертонией; предменструальным синдромом; расстройствами зрения; алкоголизмом и наркоманией; заболеваниями психики; пониженной обучаемостью; задержкой психического развития; сексуальными расстройствами; бесплодием; пониженным иммунитетом; паркинсонизмом; диабетом; астмой; инсультом; параличами; раковыми заболеваниями и даже эпилепсией (эпилепсия - одно из основных противопоказаний для использования световой стимуляции).

Однако вероятно, что одной из основных причин, по которой светозвуковые машины пользуются во всем мире растущей популярностью, это возможность совершать (с помощью Visuals-сессий) абсолютно безопасные захватывающие “психоделические” путешествия (другими словами - “управляемые сновидения”) без наркотиков. С другой стороны, Visuals-сессия - это не просто развлечение, поскольку развитие способностей к творческой визуализации в значительной степени увеличивает потенциал мозга, обучаемость и скорость обработки любой информации.

Дело в том, что визуальная система - единственная у человека, позволяющая быстро “обрабатывать” несколько объектов одновременно и выявлять между ними связи. По данным акмеологии (науки, изучающей высшие достижения в любой области человеческой деятельности) и НЛП (нейро-лингвистического программирования) известно, что все выдающиеся ученые и философы обладали яркой способностью к визуализации. Достаточно сказать, что Эйнштейн, по его же словам, создал свою теорию относительности, представляя себе, как это должно выглядеть, когда путешествуешь на кончике луча света.

Бинауральные биения.

Одним из самых эффективных (наряду со световыми вспышками) способов организации электрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологические состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих полушарий, являются бинауральные биения.

При прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 330-335=5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.

Нейрофизиологи установили, что, накладывая бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно формировать ритмическую активность мозга в необходимом направлении, и таким образом вызывать у человека соответствующую картину ЭЭГ (т.е. картину биоэлектрических колебаний мозга), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина.

Использование бинауральных ритмов является очень простым и в то же время мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга.

Звуки высокой частоты.

Другую интересную категорию звуков открыл в своих исследованиях французский отоларинголог Альфред Томатис. Он первым систематически исследовал влияние на психику человека звуков высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду).

Исследования и клинический опыт Томатиса привели его к заключению, что ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. До него большинство людей, включая ученых, изучавших ухо, считали, что у этого органа одна функция — слышать. Они не замечали, что слышание — всего лишь один аспект гораздо большего, динамического процесса, в котором участвует каждая клетка тела.

Томатис открыл, что ухо не просто “слышит”, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где эти колебания преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и их мы воспринимаем как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они идут в лимбическую систему, заведующую нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, в т.ч. гормонов, оказывающих влияние на все наше тело. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук высокой частоты стимулирует мозг, а вместе с ним и все тело.

Еще одним открытием Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. — Сравните бесцветный, слабый голос больного человека и звонкий радостный голос ребенка! Томатис разработал особый процесс звукозаписи под названием “электронное ухо”. В этом процессе из обычного звука поочередно вырезается то высокочастотная, то низкочастотная компонента. Когда человек слушает такую запись, мышцы его уха тренируются путем поочередного напряжения и расслабления; таким образом расширяется диапазон слухового восприятия, и как следствие, исчезают многие расстройства. Существует множество документированных исследований, показывающих, в частности, что в результате применения этого метода усиливается творческий потенциал, улучшается память и способность к сосредоточению, значительно улучшается координация движений.

3.2 Общие методические рекомендации по применению свето-звуковой стимуляции мозга.

Свето-звуковая стимуляция мозга, сама по себе, является мощным средством для отдыха, творчества и саморазвития, но за счет своей способности настраивать мозг на определенные состояния, она также может служить как “усилитель” для эстетического восприятия, обучения и запоминания большого количества информации, различных форм терапии и т.д. Так, например, является установленным факт, что 70% людей не гипнабельных, согласно официальным тестам, демонстрируют устойчивые гипнотические реакции на фоне свето-звуковой стимуляции мозга.

Ряд авторов утверждают, что короткие 15-20 минутные сессии два-три раза в день более эффективны, чем одна длинная сессия. Во всяком случае, ритмическое воздействие на мозг длительностью более 45-и минут не рекомендуется, поскольку, в общем случае, мозг перестает следовать свето-звуковым стимулам, а иногда превышение 45-и минутного порога может привести к разлитому торможению коры головного мозга (сонное сумеречное состояние), которое проходит только после естественного сна. Желательно проводить ежедневную стимуляцию. По крайней мере, перерывы не должны превышать трех дней.

При понижении частоты биений мозгу требуется дополнительное время для синхронизации (не менее 1 минуты). При повышении частоты биений дополнительного времени для синхронизации не требуется (если воздействие длилось менее 20 минут). Если воздействие длилось 20-30 минут, наблюдается обратный эффект – для повышения частот мозга требуется около 5 минут (при плавном увеличении частоты биений).

Если во время рабочего дня проводится сеанс на релаксацию, то во избежание сонливости и сумеречного состояния, необходимо заканчивать стимуляцию на частотах 13-18Гц около 5-ти минут.

Исследования показали, что стимуляция в альфа диапазоне (8-14 колебаний в секунду) идеально подходит для усвоения новой информации, данных, фактов, любого материала, который должен быть всегда наготове в вашей памяти. С другой стороны, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают защитные психические механизмы и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в сознание.

То есть, чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона. Тета-диапазон также идеален для запоминания иностранных слов, при изучении языков.

Таким образом, если изучаемый материал носит информационно-логический характер, то лучше всего начать программу с частот бета ритма (14-18 гц) и затем плавно понизить ее до альфа ритма (8-10 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания прослушивания учебной программы. В конце сессии частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц).

При необходимости усвоить внушения, связанные с изменением поведения или усвоить большое количество иностранных слов, должны также начинать с частот бета диапазона и понижать их до тета-диапазона (4-6 гц). В этом режиме нужно оставаться до окончания учебной или психокоррекционной программы, а затем частота должна быть снова поднята до соответствующей уровню бодрствования (10-14 гц). Если не обеспечить плавного прохождения с бета- через альфа- до тета-дипазона, то полученное состояние иногда субъективно воспринимается, как крайне дискомфортное. Это связано с тем, что все неприятные переживания "кодируются" в мозге на определенных частотах. При резком переключении существует вероятность попадания (сваливания, стягивания) на частоту неприятности.

При плавном прохождении "сваливания" не происходит и к тому же имеет место терапевтический эффект – отрицательный эмоциональный заряд частично снимается "рассеивается". На этом эффекте основана тактика построения терапевтических сессий для людей, страдающих посттравматическим синдромом. Частота стимуляции плавно (примерно за одну минуту) меняется (качается) от бета- до тета-диапазона и обратно. При этом происходят глубокие изменения в эмоциональной оценке травматических событий.

В любом случае полезно оставаться под воздействием ритмов альфа- (или тета-) диапазона еще несколько минут после окончания учебной или психокоррекционной программы, перед тем как поднимать частоту снова до бета ритма и возвращаться в обычное состояние сознания.

Если имеются проблемы с сосредоточением или другие симптомы пониженного бодрствования (хроническая усталость, забывчивость и т.п.) полезно поработать, наоборот, - с быстрыми частотами (15 гц и выше). Сессия начинается с 10-15 гц, а затем, частота плавно повышается, пока не достигнете 18-20 гц. Возможно, в начале, придется провести около пяти сессий в диапазоне 13-15Гц, для привыкания (несущая частота – 136,3Гц).

Стимуляция в альфа-тета-диапазонах также очень эффективна для лечения алкогольной или наркотической зависимости и посттравматического синдрома. В этих случаях наблюдается эффект “порога”, когда в течение двух-трех недель не происходит каких-либо видимых изменений. Зато после прохождения “порога” наступают различные положительные изменения в структуре психики пациентов.

Если алкоголизму сопутствует депрессия (а при наркомании – в любом случае) полезно перед стимуляцией в альфа-тета-диапазоне сначала провести серию сессий в диапазоне 13-20Гц. Постепенно повышая частоту стимуляции. В начале 70-х было установлено, что свето-звуковая тренировка мозга быстро снижает депрессию, тревожность, тремор и другие симптомы у алкоголиков. Так же было установлено, что этот метод может восстанавливать так называемые необратимые поражения мозга у алкоголиков и производить буквально чудесное повышение их IQ (коэффициента интеллекта).

Многие исследователи обнаружили, что некоторые люди имеют очень высокий уровень напряжения, включая высокую мощность электрической активности мозга в диапазоне быстрых бета волн, и очень низкую мощность волн релаксации в альфа и тета диапазоне. Люди такого типа так же часто демонстрируют характерное поведение, как курение, переедание, азартные игры, наркотическую или алкогольную зависимость.

Это обычно успешные люди, потому что гораздо более чувствительны к внешним стимулам и реагируют на них значительно быстрее, чем остальные. Но для них ординарные события могут показаться крайне стрессовыми, заставляя искать способы понижения уровня напряжения и тревоги через прием алкоголя и наркотиков. Повышенный уровень напряжения – это одна из разновидностей нарушения баланса нейрорегуляторов в организме.

Очевидно, что у таких людей светозвуковая тренировка в альфа-тета диапазонах может значительно понизить уровень бета активности и, соответственно, повысить релаксирующие альфа и тета ритмы. Например, Henry Adams , Ph . D . – основатель "Национального института ментального здоровья" ( National Institute of Mental Health ) и ведущий специалист исследовательских программ по алкоголизму в госпитале святой Элизабеты ( St . Elizabeth ' s Hospital , Washington , D . C .) установил, что самые "горькие" пьяницы только после одной сессии альфа-тета релаксации, сопровождаемой короткими антиалкогольными внушениями, в течение последующих двух недель понизили уровень употребления алкоголя на 55%. В интервью корреспонденту доктор Adams заявил: "… это очень эффективная методика вместе с тем проста в подготовке и применении, свободна от существенного риска, какой-либо опасности и побочных медицинских эффектов. Теперь уже доказано, что она значительно уменьшает проявления абстинентного синдрома, обеспечивает состояние глубокой релаксации и тем самым уменьшает желание принимать наркотики…".

Таким образом, по существу свето-звуковая стимуляция является не лечением, а тренировкой мозга, которая значительно расширяет его возможности и, как следствие, его способность самостоятельно естественным путем справляться с различными возникающими в жизни проблемами. Этот метод не отрицает, а расширяет традиционный инструментарий психологов и психотерапевтов и позволяет им самим сохранять высокую работоспособность, душевное равновесие и нивелировать профессиональную деформацию.

Светозвуковая стимуляция мозга как метод одобрена Минздравом РФ (Пр.№4 от 26.11.97 УС МЗ РФ). Светозвуковые машины безопасны для большинства людей, но у некоторых могут вызвать проблемы. Например, людям, страдающим различного вида припадками, эпилепсией или повышенной светочувствительностью, выраженной сердечной аритмией или другими сердечными заболеваниями и имеющим кардиостимуляторы, систематически принимающим стимуляторы или транквилизаторы, психотропные препараты, а также алкоголь и наркотики, использовать светозвуковые машины только под наблюдением врача. Необходимо отметить, что в настоящее время данные технологии внедрены и успешно применяются фактически во всех крупных учебных центрах по всему миру.

В УрЮИ МВД России, в отделении психологического обеспечения учебного процесса, данные технологии применяются с 1999 года. Стимуляция мозга поводится на свето-звуковом аппарате NOVA PRO фирмы Photosonix (США). Желающим записываются аудио кассеты или компакт диски со специальными программами. Накапливается опыт по применению данных технологий для психологической подготовки спортсменов спортсменами (во всем мире данные технологии используются для подготовки олимпийских команд).

В настоящее время мы комбинируем "обучение мозга" альфа-тета релаксации с позитивными визуализацией и внушениями. Курсантам даются инструкции визуализировать сцены, в которых они представляют себе образ (по выбору, но всегда один и тот же), в котором они опускаются вниз по лестнице, погружаются в воду с аквалангом, либо медленно опускаются по спирали и вниз, либо проходят анфиладу комнат (арок), который облегчает потом вхождение в эти состояния по желанию в любое время без аппарата, просто представляя себе этот образ и чувства ему сопутствующие.

Регулярные занятия (по 15-20 минут в день, в течение 3-х недель) альфа-тета релаксацией, как правило, приводят к значительным и стабильным изменениям личности в сторону повышения творческих способностей, значительному повышению стрессоустойчивости, усилению целеустремленности, улучшению самопонимания, работоспособности, способности радоваться жизни, улучшается кратковременная и долговременная память, улучшаются межличностные отношения в сторону доброжелательности и способности спокойно и конструктивно разрешать различные бытовые, учебные и служебные ситуации. Так же зафиксировано значительное снижение уровня депрессии, скрытой агрессивности, шизоидного поведения, паранояльности и тревожности, улучшение абстрактного мышления, стабильности, осознанности, самоконтроля.

В отделении психологического обеспечения УрЮИ МВД России создан набор аудиокассет и компакт-дисков с различными программами по релаксации, психокоррекции, коррекции поведения, достижения пиковых состояний. Данные программы предназначены для прослушивания как в индивидуальном порядке – через стереонаушники, так и для коллективного прослушивания – через стерео колонки.

Все курсанты и слушатели заочного отделения УрЮИ МВД России, которые использовали при подготовке к занятиям и экзаменам специальные аудиозаписи отмечали лучшую запоминаемость учебного материала, хорошую работоспособность, отсутствие излишнего волнения на экзаменах и, как следствие, повысился их средний балл по результатам сессии.

Выводы.

•  Таким образом, актуальная проблема повышения интеллектуальных способностей человека в условиях усиленной мыслительной деятельности, характерной для учебного процесса, может решаться относительно недорогими и простыми в применении методами.

•  Своевременное (еще в ходе профессионального психологического отбора) выявление курсантов, которые в силу своих личностных особенностей могут попасть в категорию отстающих, и организация комплексной профилактической работы с ними может, на наш взгляд, в значительной степени сократить количество отстающих курсантов и повысить качество знаний.

•  В образовательных учреждениях МВД России метод свето-звуковой тренировки мозга имеют перспективу для помощи в учебной деятельности как курсантам и слушателям, так и преподавателям: улучшение памяти и внимания, снятие стресса и его последствий, коррекция поведения, профилактика употребления спиртных напитков и наркотиков. Возможно значительное улучшение спортивных результатов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

•  Аладжалова Н.А., Каменецкий С.Л., Рожнов В.Е. Сверхмедленные колебания потенциалов головного мозга как объективный показатель гипнотического состояния // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - С. 162-169.

•  Аптер И.М. О нейрофизиологических механизмах гипноза //Вопр. психотерапии. - 1977. - N 7. - С. 7-8.

•  Арзуманов Ю.Л. Выработка временных связей у человека с помощью неосознаваемых зрительных раздражителей. // Журнал высшей нервной деятельности. 1974. Т.24.

•  Баньков В.И. Наркотическое действие сложномодулированных электромагнитных полей. /Сб.: Сон и его нарушения. Тезисы докладов. М., 1972-б, с.22.

•  Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л: Медицина, 1974. - 152 с.

•  Воронин Л.Г., Коновалов В.Ф. Электрографические следовые процессы и память. М.: Наука, 1976. с.165.

•  Данилова Н.Н. Реакция электрической активности головного мозга в ответ на световые мелькания, совпадающие с диапазоном частот альфа ритма. //Журн. высш. нервн. деятельности, 1961, т.11, вып.1, с.12.

•  Илюхина В.А., Кожушко Н.Ю. Локальные типовые изменения дзета-волн в головном мозге человека при изучении процессов активации внимания // Физиология человека. 1984. Т.10. №5. С.829-840.

•  Кондратьев Ф.В. Социо-культурное влияние на содержание психопатологии //Соц. и клин. психиатр. 1994. С. 60-62.

•  Коновалов В.Ф., Сериков И.С., Федотчев А.И. Влияние разных частот фотостимуляции на динамику межполушарных взаимодействий. //Физиология человека, Т.13, №1, 1987. С. 3-11.

•  Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. //Парапсихология в СССР, №1, 1992, С.27-43.

•  Ли А.Г. Экстрасенсорные феномены в психиатрической клинике. //Парапсихология в СССР, №1, 1992, С.52-56.

•  Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. -2-е изд., стереотипное - М.: Издательство Фонда парапсихологии им. Л.Л.Васильева, 1994, 168с.: ил.

•  Ли А.Г., Стрельченко А.Б., Звоников В.М. Заявка на патент №93019980 от 19.04.1993г.: “Устройство для активации психических способностей человека”.

•  Невский М.П. ЭЭГ изучение гипнотического сна у человека: Автореф. дисс. д.м.н., М., 1962.

•  Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. - М.: Наука, 1990. - С. 74-79.

•  Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М., Прогресс, 1975. с.299.

•  Салтыков А.Б., Ильин В.И., Дронов А.А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол. журн. 1993. Т.14. №5. С. 42-47.

•  Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. - М.: Наука, 1987. - 156 с.

•  Сердюков О. Слово и тело. // Изобретатель и рационализатор. 1992, №3, С.10.

•  Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. "Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне". М.: изд. гр. "Прогресс. 412с.".

•  Budzynski, T. H. (1986). Clinical applications of non-drug-induced states. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 428-460. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).

•  Carter, G. (1993). Healing Myself. (Norfolk: Hampton Roads Publishing Company).

•  de Quincey, C. (1994). Consciousness all the way down? In Journal of Consciousness Studies, 1 (2), pp. 217-229.

•  Delmonte, M. M. (1984). Electrocortical activity and related phenomena associated with meditation practice: A literature review. International Journal of Neuroscience, 24, pp. 217-231.

•  Fischer, R. (1971). A cartography of ecstatic and meditative states. Science, 174 (4012), pp. 897-904.

•  Foster, D. S. (1990). EEG and subjective correlates of alpha frequency binaural beats stimulation combined with alpha biofeedback. Hemi-Sync Journal, VIII (2), pp. 1-2.

•  Goleman, G. M. (1988). Meditative mind: The varieties of meditative experience. (New York: G. P. Putnam).

•  Green, E. E. & Green, A. M. (1986). Biofeedback and states of consciousness. In B. B. Wolman & M. Ullman (Eds.), Handbook of states of consciousness, pp. 553-589. (New York: Van Nostrand Reinhold Company).

•  Hiew, C. C. (1995). Hemi-Sync into creativity. Hemi-Sync Journal, XIII (1), pp 3-5.

•  Hink, R. F., Kodera, K., Yamada, O., Kaga, K., & Suzuki, J. (1980). Binaural interaction of a beating frequency following response. Audiology, 19, pp. 36-43.

•  Hirai T. A data processing of electroencephalographic study on Zen meditation (Zazen) - EEG changes during concentrated relaxation // Recent Adv. EEG and EMG Data Process: Prog. Int. Conf., Kanazawa, Sept. 10-12, 1981. - Amsterdam e.a., 1981. - P. 377-378.

•  Hunt, V. V. (1995). Infinite Mind: The Science of Human Vibrations. (Malibu: Malibu Publishing Company).

•  Jevning, R., Wallace, R. K., & Beidenbach, M. (1992). The physiology of meditation: A review. A wakeful hypnometabolic integrated response. Neuroscience and Behavioral Reviews, 16, pp. 415-424.

•  Kennerly, R. C. (1994). An empirical investigation into the effect of beta frequency binaural beat audio signals on four measures of human memory. (Department of Psychology, West Georgia College, Carrollton, Georgia).

•  Luria, A. R. (1970). The functional organization of the brain. In Recent Progress in Perception. (San Francisco: W. H. Freeman and Company). Mavromatis, A. (1991). Hypnagogia. (New York: Routledge).

•  Michael Hutchison, “MegaBrain Power: Transform Your Life with Mind Machines and Brain Nutrients”, New York, Hyperion 1994.

•  Oster, G. (1973). Auditory beats in the brain. Scientific American, 229, pp. 94-102.

•  Owens, J. E. & Atwater, F. H. (1995). EEG correleates of an induced altered state of consciousness: mind awake/body asleep. Submitted for publication.

•  Owens, J. E. (1995). Integrating paradigms. Hemi-Sync Journal, XIII (3), pp.1-3.

•  Rosenzweig, M. R. (1961). Auditory localization. In Perception: Mechanisms and models. (San Francisco: W. H. Freeman and Company).

•  Sabourin, M. E., Cutcomb, S. E., Crawford, H. J., & Pribram, K. (1990). EEG correlates of hypnotic susceptibility and hypnotic trance: Spectral analysis and coherence. International Journal of Psychophysiology, 10, pp. 125-142.

•  Shannahoff-Khalsa, D. (1991). Lateralized rhythms of the central and autonomic nervous systems. International Journal of Psychophysiology, 11, pp. 225-251.

•  Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, “Superlearning” (NY: Delacorte, 1979)

•  Sheila Ostrander, Lynn Schroeder, “Super-Memory: The Revolution” (NY: Carol&Graf, 1991)

•  Smith, J. C., Marsh, J. T., & Brown, W. S. (1975). Far-field recorded frequency-following responses: Evidence for the locus of brainstem sources. Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, 39, pp. 465-472.

•  Steriade, M., McCormick, D. A., & Sejnowski, T. J. (1993). Thalamocortical oscillations in the sleeping and aroused brain. Science, 262, 679-685.

•  Tart, C. T. (1975) States of consciousness. pp. 72-73. (New York: E. P. Dutton & Company).

•  Webb, W. B., & Dube, M. G. (1981). Temporal characteristics of sleep. In J. Aschoff (Ed.), Handbook of behavioral neurobiology, pp. 510-517. (New York: Plenum Press).

•  West, M. A. (1980). Meditation and the EEG. Psychological Medicine, 10, pp. 369-375.

•  Whitton T. EEG frequency patterns assosiated with hallucinations in schizophrenics and “creativity” in normals //Biol. Psychiat. 1978. Vol. 13. P. 123-133.




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс