Управление поведением: рескриптинг

Управление поведением: рескриптинг

перейти в содержание книги

по книге: Mega Brain Power by Michael Hutchison
перевод: Никонов Владимир
mindmachine.ru

Скрипты (модели поведения) и штампы подсознания

Каждый из нас знает за собой хронические или периодические состояния или склонности в поведении, которые хотел бы изменить. Это могут быть вредные, постыдные, деструктивные паттерны поведения. Или же мы можем считать их бесполезными, недостойными или ограничивающими нас, не позволяющими жить полноценной жизнью.

Эти нежелательные состояния или паттерны поведения могут быть результатом негативного опыта, впечатанного в психику в момент повышенной восприимчивости или пребывания под влиянием кого-либо или чего-либо – особенно в детстве. Зная, что мы можем предпринять, используя мысленные образы; зная склонность нашего мозга прогрессивно работать с мысленными образами, а также подгоняемые этим миром кино и телевизионных шоу, в котором мы живем, имеет смысл размышлять о таких управляемых внутренних паттернах поведения, как скрипты (модели поведения).

Хотя управление такими паттернами поведения, или рескриптинг (rescripting) – их перепрограммирование или варьирование, - есть мощный терапевтический инструмент для коррекции неадекватного или нежелательного поведения, это также полезно в качестве нетерапевтического воздействия – такого как улучшение спортивных показателей, развитие способностей, творчества, а также достижение оптимальных состояний.

Возьмем, например, скрипт, связанный с выделением сексуальной энергии. Из заметок Джона Хопкинса (John Hopkins) об исследователе сексуальности Дж. Мони (John Money): «Абсолютно нормальные, адекватные матери и отцы приходят в ярость, когда обнаруживают первые признаки естественного сексуального интереса своих детей, проявленного в играх».

Сцена может быть абсолютно безобидной: дитя начинает делать нечто совершенно естественное, например, играть со своими гениталиями. Родитель, заметив эту безобидную сексуальную игру ребенка, немедленно начинает угрожать ему или наказывает каким-либо образом, кричит на него гневно или бьет по рукам. В этот момент в подсознании ребенка возникает штамп.

Родитель кричит: «Ты плохой!», или «Ты непослушный!» И тут у ребенка закладывается скрипт – модель или схема поведения. Как результат, совершенно определенно формируются чувства ребенка в отношении сексуальности, которые будут влиять на него всю его жизнь. В его подсознании секс прочно связывается с чувствами вины, страха, чего-то плохого или постыдного.

Или, например, отец поругал или наказал девочку за непослушание. Он кричит на нее в том смысле, что она должна научиться подчиняться ему. Все, модель поведения (скрипт) заложена. Много позже, в ее взрослой жизни эта женщина будет автоматически действовать согласно этой модели, т.е. испытывать гнев, боль, обиду, когда любой мужчина выскажет ей свое неодобрение. Ее реакцией будет бесконтрольная ярость.

Многие наши нежелательные, вредные, негативные реакции, состояния, паттерны поведения являются результатом созданных ранее соответствующих условий. Если бы мы могли вспомнить наши детские переживания, когда закладывались наши скрипты (модели, схемы поведения), мы могли бы рационально проанализировать ситуацию и выявить момент образования негативного скрипта.

«Да, я это отлично помню, мне было три месяца, и я трогал руками свой пенис. Ну, моя мама просто была уставшей и сердитой, но это не значит, что я действительно плохой, это не значит, что получать сексуальное удовольствие – это действительно плохо».

Но очень трудно вызвать свои детские воспоминания. Они обычно остаются неосознанными, т.к. представляют собой зависимое состояние (зависят от ситуации), или, что еще труднее для воспоминаний, становятся тем, что ученые называют пограничным состоянием.

Почему скрипты остаются неосознанными

Такие состояния являются пограничными, т.к., во-первых, состояние, в котором пребывает ребенок большую часть времени, это доминантная активность тета-волн в работе мозга, тогда как взрослые в основном находятся под влиянием бета-волн, а влияние тета-волн мы испытываем эпизодически, в основном, в моменты, когда нас клонить ко сну.

Это означает, что очень мало из того, что с нами происходило в детстве, доступно нашему сознанию и нашей памяти. Мы просто находимся в несоответствующем состоянии. Нам может казаться, что мы помним о том, что с нами происходило в детстве, но это подобно попыткам вспомнить, что мы пережили во сне, когда мы уже прочно и бесповоротно проснулись.

Добавим к этому, что переживания детства, формирующие в ребенке негативные скрипты, происходят в альтернативном состоянии сознания: в состоянии страха, шока, травмы.

Томас БадзинскийЭто, как указывает известный специалист в области биологической обратной связи Томас Бадзинский (Thomas Budzynski), ввергает ребенка в состояние, близкое к состоянию транса, смещая доминанту в правое полушарие мозга, что, невербально, чрезвычайно сильно действует на эмоции ребенка.

В таком состоянии подсознание ребенка открыто, восприимчиво, подвержено влиянию. То, что он «познал» в таком состоянии, проходит в подсознание невероятно интенсивно.

Томас Бадзинский (Thomas Budzynski): «Если вы ругаете ребенка, или иным образом вводите его в состояние, подобное состоянию транса,… а затем что-то ему говорите, то будьте уверены, что вы этим формируете скрипт в его правом полушарии, который затем будет недоступен для сознательного, левого полушария, но будет влиять на его поведение и отношение к жизни, когда ребенок станет взрослым».

Есть еще несколько причин, по которым скрипт остается неосознанным. Одна из них та, что скрипты закладываются в основном в том возрасте, когда ребенок находится еще в невербальном состоянии. Когда человек становится взрослым, он не может идентифицировать, осознать этот штамп, т.к. это только чувство.

Скрипт, или поведенческий штамп, также не может быть доступен для осознания потому, что, как показали последние исследования в неврологии, он впечатывается в психику посредством лимбической системы мозга, контролирующей и генерирующей наши эмоции, регулирующей внутренние биологические инстинкты, находящиеся за пределами осознания.

Таким образом, психический штамп не поддается логическому, вербальному или интеллектуальному анализу или другим «высшим» воздействиям неокортекса (новой коры головного мозга), а лишь превербальному, эмоциональному, примитивному анализу лимбической системы мозга. (Это есть одно из объяснений неспособности различных видов «разговорной психотерапии» работать с переживаниями таких ранних периодов жизни – как можно говорить о чем-то, для чего нет слов?)

Невозможно осознать скрипт и потому, что он есть не только элемент памяти, но и состояние бытия – нечто, что происходит во всем теле одновременно. Он впечатан не только как определенные слова, образы, эмоции или идеи, но и как общее состояние мускульной напряженности, ригидность (негибкость психики), напряженность дыхания.

И самое важное, скрипт невозможно осознать, т.к. он был умышленно забыт. Опыт, рождающий неадекватные модели, схемы поведения, является травмирующим опытом; т.о., подобно жертвам войн, катастроф, катаклизмов, жертвы детского травмирующего опыта склонны забыть о нем. Как будто подсознание, хранящее такую мощную болезненную информацию, проникшую в глубочайшие и самые чувствительные его слои, старается исцелиться, похоронив эти воспоминания, защитить жертву от дальнейших страданий.


Все, скрипт, или штамп, спрятан, или, как сказал бы психиатр Вильгельм Райх (Wilhelm Reich), забронирован.
Вильгельм Райх
Вильгельм Райх

Но даже спрятанные и забытые, скрипты продолжают управлять жизнью личности. Бадзинский (Thomas Budzynski) называет особо мощные по воздействию на психику и для образования скриптов следующие фразы и выражения: «Ты плохой!», «Ты никогда ничему не научишься!».

Родители злятся. Ребенок впадает в близкое к состоянию транса, гипервнушаемое состояние. Сердитые родители кричат: «Ты никогда ничего не добьешься!» И, как актер, бессознательно, но добросовестно следует сценарию под бдительным оком режиссера–тирана, так и тот ребенок, став взрослым, удивляется, почему он или она продолжает поддаваться своему деструктивному поведению.

На самом деле он или она продолжает послушно следовать модели, заложенной глубоко в подсознание, и закреплявшейся там прочнее и прочнее с каждым разом, когда мама или папа говорили: «Ты никогда ничего не добьешься!»

Связь подсознания с молекулярной структурой человека: тело, как паутина из мыслей.

Эти негативные скрипты так коварны и так глубоко спрятаны, что они становятся «проводами» не только к нашему мозгу, но и к самим нашим клеткам, где они проявляются как хроническое или периодическое физическое состояние. Зависимость от этих состояний становится механизмом для развития ментальных и физических заболеваний.

Ernest Lawrence RossiПсихолог Эрнест Лоренс Росси (Ernest Lawrence Rossi) исследует эту «подсознательно-молекулярную взаимосвязь» в «Психобиологии исцеления сознания и тела» (Psychobiology of Mind-Body Healing).

В этой книге он описывает, как «языковые средства сознания» – слова, мысли, ощущения – сообщаются и интегрируются в лимбическую систему мозга.

Там они переводятся на «язык тела» в форме нейрохимических молекулярных соединений, называемых нейропептидами, которые проходят через все тело, сообщаясь со всеми органами и клетками.

Эти нейропептиды, как стало известно, несут сообщения, которые являются эквивалентами ментальных переживаний. Они подобны молекулярным эмоциям и мыслям, или «кусочкам» подсознания, циркулирующим по всему телу и проносящим через него опыт ментальных переживаний.

Тогда тело можно рассматривать как поле деятельности мозга.

Сознание не сконцентрировано в мозгу, но циркулирует по всему телу. Тело опутано паутиной мыслей, сетью души. В свою очередь, каждая часть тела обменивается информацией, мыслями, эмоциями в нейрохимической форме с другими частями тела и с лимбической системой, где язык тела переводится в слова, мысли, эмоции, ощущения, которые являются «языком» подсознания.

Подсознание есть молекулярная сеть, паутина, опутывающая тело.

Относительно примера негативного скрипта, рассматриваемого выше: модель поведения проходит в лимбическую систему и становится молекулярными эмоциями, которые вносят изменения в организм на молекулярном уровне, когда ребенок находится еще в стадии преимущественной активности правого полушария мозга, в тета состоянии.

Psychobiology of Mind-Body HealingЭто состояние, в котором подсознание чрезвычайно открыто и восприимчиво, мгновенно впитывает новую информацию и инкорпорирует поведение, которое будет управлять человеком всю жизнь. Вот почему реакция на скрипт или штамп становится нашим привычным поведением – входя в область деятельности мозга как молекулярная информация, они трансформируют наше тело на клеточном и даже подклеточном (генетическом) уровне.

Теоретически, мы могли бы распознать нежелательные скрипты и изменить их. Но информация, которая привела к созданию таких скриптов, зависит от состояния души и тела, в котором они были сформированы.

Единственный способ откорректировать или нивелировать негативные скрипты – это войти в то самое состояние души и тела, в котором была получена соответствующая информация.

Это объясняет, как действуют многие психотерапевтические техники, ориентированные на лечение тела (такие как рольфинг (структурная интеграция и первичная терапия), перерождение, холотропное дыхание, биоэнергетика).

Они помогают достичь состояния глубокой релаксации или эмоциональной разрядки, в котором происходит увеличение тета-волн, активности правого полушария мозга, активности лимбической системы мозга.

Все это позволяет пациенту войти заново в изначальное состояние души и тела, в котором перенесенная травма, негативный опыт, скрипт или штамп могут быть пережиты заново, артикулированы и «перепрограммированы». Еще одна эффективная техника распознавания и перепрограммирования негативных скриптов – гипноз.

Как и приведенные выше техники, он выходит за границы логического, вербального или интеллектуального анализа, или других «высших» способностей неокортекса (новой коры головного мозга); воздействует, на превербальную, эмоциональную, примитивную область лимбической системы мозга, активизирует подсознательно-молекулярные связи и обеспечивает доступ к глубинным процессам подсознания. 

_____________________________________________

Практический раздел – рескриптинг.

В свете всего сказанного, новые техники психофизического воздействия на мозг представляют собой эффективный инструмент для воздействия на глубоко срытые скрипты поведения.

Как и психотерапия, техники психофизического воздействия на мозг замедляют активность мозговых волн, повышают активность правого полушария мозга, замедляют лимбическую активность, как, например, способ дыхания. Такие техники представляются даже более эффективными, т.к. они приводят мозговые волны в необходимый тета режим, эффективно блокируют деструктивные процессы и напоминания о реальности взрослой жизни.

Светозвуковой стимулятор, генератор акустического поля, генератор «единого поля» (ganzfeld), флотация (flotation) разрушают логику и привычные мысленные паттерны взрослого человека и целиком погружают пользователя в нелинейное состояние.

Этот процесс заставляет резонировать лимбическую систему мозга, активизирует подсознательно-молекулярную информационную сеть, таким образом делая возможным вхождение в то самое состояние, которое сопутствовало негативному опыту, пережитому в детстве.

Гипноз может, по словам Росси (Rossi), быть полезным тем, что «…дает возможность доступа и перепрограммирования памяти негативного опыта». Этот процесс называется «перепрограммирование поведения или рескриптинг (rescripting)».

Бадзинский, который в своей собственной терапевтической практике использует Светозвуковой стимулятор, так описывает этот процесс: «Техника включает в себя, во-первых, обнаружение скрипта, во-вторых, создание позитивного скрипта, и, в-третьих, регулярное повторение позитивного скрипта, предпочтительно в состоянии глубокой релаксации или в состоянии транса».

Важно отметить, что, тогда как Бадзинский предпочитает Светозвуковой стимулятор, другие инструменты психофизического воздействия на мозг представляются столь же эффективными в процессе перепрограммирования поведения (рескриптинга).

ШАГ ПЕРВЫЙ: ОБНАРУЖЕНИЕ СКРИПТА

Первый шаг к рескриптингу, после того, как вы вошли в состояние глубокой релаксации или в состояние, близкое к состоянию транса, - это обнаружение негативного скрипта. Это похоже на то, как мы снимаем крышку с кипящего котла и смотрим, какие пузырьки поднимаются из глубины на поверхность.

Вы можете обнаружить, хотя и не обязательно, что, если вы четко представляете себе вопрос или проблему, которую вы хотите решить в продолжение сеанса, это облегчит процесс распознания состояния или поведения, являющегося причиной вашей проблемы.

Вы можете задаться целью изучить во время сеанса причины своего гнева (привычки курить, боли в спине и т.д.) В таком случае вашему подсознанию будет задано направление работы по обнаружению проблем. С другой стороны, некоторые из наиболее мощных, жизненноважных открытий происходили спонтанно, непредсказуемо, когда пациент просто позволял проблеме выйти из подсознания наружу. Какой бы способ вы ни выбрали, самое главное – в начале сеанса настроиться на освобождение, отпустить контроль, позволить себе быть вовлеченным в глубины собственного подсознания.

Делайте заметки
В процессе сеанса давно забытые или подавленные воспоминания могут спонтанно выплывать на поверхность в виде мысленных образов или вспышек в сознании. Если в это время рядом с вами находится друг, он или она может ненавязчиво и мягко расспрашивать вас о том, что вы видите или чувствуете. Многие считают, что простенький магнитофон (приводимый в действие голосом, хотя и необязательно) – самый эффективный способ для записи спонтанно всплывающих воспоминания.

Просто поместите его рядом с собой и, когда это будет необходимо, не прерывая возникающих образов и не активируя сознание до такой степени, чтобы «выскочить» из состояния, в котором вы находитесь, описывайте свои воспоминания.

Вы увидите, что краткие фразы – самый лучший способ для этого. Всего несколько слов (например, «летние ночи…семь лет назад…мальчики на дереве…сильная грусть» и т.п.) могут потом стать краеугольным камнем в формировании схемы или образа в вашем подсознании. Будете ли вы наговаривать свои переживания на магнитофон, своему другу или терапевту, или же вы доверитесь своей памяти, в любом случае вашей целью должно быть: наблюдать за происходящим, фиксировать то, что вы обнаруживаете и позволить этим образам продолжаться, не прерываясь, до самого вашего выхода из состояния релаксации или транса.

Идеомоторные сигналы пальцев
Вы можете пожелать ускорить процесс, используя идеомоторные сигналы пальцев. Поскольку вы находитесь в состоянии глубокого транса, вы можете задать своему подсознанию вопрос, например, является ли проблема, с которой вы хотите иметь дело, следствием единичного негативного события. Если так, вы можете, используя идеомоторные сигналы, сузить временной диапазон поиска (сколько лет вам было, когда произошло это событие?), территориальные границы травматического события (где это было?) и т.д. Можно совмещать этот прием с подсказками - вы можете визуализировать событие. Опять же, друг или терапевт может облегчить этот процесс, задавая вопросы или наблюдая идеомоторные сигналы.

Отношение к своим эмоциям
Неважно, какую технику вы используете, можете быть уверены, что вы приблизились к идентификации травматического события, когда вы начинаете испытывать сильные эмоции, например, горе, ярость, страх.

Бадзинский (Thomas Budzynski) отмечает, что «обнаружение есть очень чувствительный и потенциально волнующий процесс» и рекомендует воспользоваться помощью опытного профессионала в области ментального здоровья.

Однако вы можете чувствовать уверенность, что самостоятельно справитесь с негативным опытом прошлого. Поддержка друга поможет вам избежать чувства одиночества в этом процессе. Знание и применение Техники Освобождения здесь также чрезвычайно полезно.

ШАГ ВТОРОЙ: РЕСКРИПТИНГ

Когда негативный скрипт обнаружен, следующий шаг – формирование нового, позитивного скрипта. Когда вы находитесь в состоянии глубокой релаксации, вам следует воссоздать травматическое событие, используя как можно больше деталей и испытывая как можно больше эмоций.

Когда событие восстановлено, вы должны «переиграть» его так, чтобы оно имело позитивный исход. Бадзинский описывает случай с женщиной, которая страдала от боли в руке. После погружения в состояние гипноза она обнаружила, что однажды попала в больницу в бессознательном состоянии после падения с лошади.

Когда медсестра вводила в ее руку иглу капельницы, кто-то из присутствовавших родственников воскликнул: «Ой, как это, наверное, больно!» Подсознание женщины, находящейся в альтернативном состоянии, очевидно, восприняло это как команду.

«Перепрограммировать это было просто», - говорит Бадзинский, «На сцене появился старый мудрый доктор типа “доктора Уэлби” (Dr.Welby). Когда замечание, ставшее “спусковым крючком” для запуска негативного скрипта, было произнесено, доктор сказал: ”О, да, но больно будет всего несколько секунд, а потом она почувствует себя, как новенькая!”. Когда больная проснулась, боли в руке как не бывало!»

РЕСКРИПТИНГ С СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ

Ясно, что мысленные образы влияют на то, что мы чувствуем. Один из способов изменить мысленный образ – это воссоздать заново все событие целиком путем изменения содержания мыслеобразов.

Но еще один мощный способ изменить значение события и последующее влияние мысленных образов, это изменение субмодальностей мысленных образов.

Ричард БендлерСубмодальности (submodalities), согласно одному из создателей метода нейро-лингвистического программирования (НЛП) Ричарду Бендлеру (Richard Bandler) есть «…универсальные элементы, которые могут быть использованы для изменения любого мыслеобраза независимо от его содержания». Это визуальные, кинестетические и слуховые субмодальности, но я здесь остановлюсь на визуальных субмодальностях.

Предположите, что у вас имеется неприятное воспоминание. Представляйте себе это неприятное воспоминание, как черно-белое кино, которое становится все туманнее, пока не исчезнет совсем. Пусть это видение полностью уйдет. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете?

Вы можете обнаружить, что ваши неприятные эмоции угасли вместе с образом. Теперь представьте себе приятное событие во всей яркости красок. И снова, что вы ощущаете? Обычно усиление яркости красок повышает интенсивность испытываемых эмоций.

Как отмечает Бендлер (Bandler), мы все осведомлены о связи между мысленными образами и нашим поведением.

Люди говорят о «туманном будущем» и «ярких перспективах». «Все выглядит мрачным». «Моя душа опустошена». «Это мелочь, но она полностью выбила меня из колеи». Когда мы говорим что-либо подобное, это не метафора.

Это литературное и точное описание того, что человек чувствует внутри. Если вам кто-то говорит, что нечто «выбило его из колеи», посоветуйте ему избавиться от этого образа. Если кто-то говорит, что будущее представляется ему «туманным», посоветуйте ему мысленно раскрасить это будущее яркими красками. Это кажется так просто…, и так оно и есть.

Эксперимент – лучший способ понять, какие изменения субмодальностей наилучшим образом поспособствуют изменению ваших мыслеобразов и, таким образом, помогут вам в процессе перепрограммирования ощущений.

Воспроизведите какой-нибудь образ, прочувствуйте каждую субмодальность и посмотрите, как это изменяет ваши ощущения. Во-первых, изменяйте одну субмодальность за раз, тогда вы сможете наблюдать, какой эффект это дает, не смешивая его с эффектом изменения других субмодальностей. Вот некоторые из визуальных субмодальностей, предложенных Бендлером.

Ясность
Какова разница между туманным, смазанным и четко очерченным, кристально ясным образом?

Цвет
Измените интенсивность цвета от живого и яркого до черно-белого.

Глубина
Варьируйте изображение от трехмерного до плоского двухмерного.

Расстояние
Изменяйте расстояние до рассматриваемого образа то приближая, то отдаляя его.

Продолжительность
Обратите внимание на разницу между вспышками образа и значительной его продолжительностью.

Вперед/назад
Что происходит, когда вы переживаете воображаемое событие с конца к началу, наоборот? Многие находят это забавным. Это сильный способ преодоления негативного события – переживать его «задом наперед», делая его таким образом смешным и нелепым. Или проживите неприятную сцену от конца к началу, потом опять вперед, но уже сделав содержание приятным. Вы также можете включить режим «стирания», так, чтобы когда вы будете «прокручивать» событие назад, оно начнет стираться. Это хороший способ избавиться от неприятных ощущений.

Движение
Изменяйте вид свого мысленного образа от фотографической до медленно движущейся, и далее до быстро двигающейся картинки.

Масштаб
Исследуйте разницу между образом на картинке перед самыми глазами, образом, увеличенным в объеме и образом, полностью вас окружающим, так, чтобы в какую бы сторону вы не повернули голову, вы увидели бы этот образ.

Выполнение подобных экспериментов с кинестетической субмодальностью (размер, вес, форма, температура, текстура и т.д.) или слуховой субмодальностью (тон, тембр, темп, громкость, продолжительность звуков, расстояние, голос, слова и т.д.) одновременно также очень ценно.

Когда вы прочувствовали эффект различных субмодальностей, вы можете соединить различные субмодальности в одном сеансе и использовать их для рескриптинга. Если вы этому научитесь, вы почувствуете, как меняется ваша жизнь. Как комментирует Бендлер:

Удивительно, что многие люди делают это в точности наоборот. Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы вы представляли все хорошие события вашей жизни как смутные, туманные, размытые, отдаленные черно-белые снимки, а плохие события – как живописные, панорамные, трехмерные фильмы. Это хороший способ впасть в депрессию и думать, а стоит ли вообще жить. Все мы имеем опыт хороших и плохих переживаний, разница лишь в том, как о них вспоминать.

ИЗМЕНЕНИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Следующая эффективная техника, способная изменить результаты ваших прошлых потрясений – это изменение выбранного вами способа их переживания. Режиссеры фильмов уделяют особо важное внимание тому, что они называют точка зрения (point-of-view, POV), потому что они знают, что способ подачи сюжета определяет влияние фильма на зрителя в целом.

Смотрим ли мы фильм с точки зрения главного героя или мы воспринимаем события со стороны?

Точка зрения имеет такое же определяющее значение в фильме как и в нашей памяти. Вспомните какое-нибудь ужасное событие, произошедшее с вами, и попытайтесь пережить его сполна. Теперь так же живо переживите приятное событие.

Есть разница в точке зрения, способе восприятия? Возможно, вы видите одно из воспоминаний так, как будто заново переживаете его, находясь в своем теле, в точности как тогда, в реальном времени. Это называется ассоциация. Другое воспоминание вы, возможно, видите не своими глазами, а как бы со стороны, находясь в углу комнаты под потолком; как будто вы смотрите кино. Это называется диссоциация.

Теперь вернитесь к хорошему и плохому воспоминаниям и переживите их снова, но уже способом, отличным от того, которым вы переживали эти воспоминания в первый раз. Если вы пережили свое счастливое воспоминание способом ассоциации, проживите его заново, взирая на событие со стороны, как в кино. Если вы пережили его способом диссоциации, тогда наоборот, войдите в свое тело в воспоминании, переживите все с максимальной чувствительностью. Как изменились после этого ваши воспоминания?

У большинства людей воспоминания способом ассоциации вызывают ту же эмоциональную реакцию, которую они проявили в реальном времени события. Те же, кто переживает воспоминания способом диссоциации, глядя на события со стороны, вспоминают свои эмоции, наблюдают их, но не переживают заново. Это может быть чрезвычайно ценно. Вы можете произвольно вызывать счастливые воспоминания и в полной мере переживать приятные эмоции, сопутствующие им.

А можете вызывать неприятные воспоминания, владея всей информацией о негативных событиях, но не переживать заново негативные эмоции, а наблюдать их со стороны. Как говорит Бендлер (Bandler): «Зачем снова переживать плохое? Не достаточно ли было пережить это единожды?»

Но многие люди делают как раз наоборот: заново переживают негативные эмоции, в то время как приятные воспоминания хранят в виде отдаленных, диссоциативных образов. Поэтому они чувствуют обиду и гнев, вспоминая неприятные события, а мысли о приятных событиях не вызывают у них никаких эмоций, хотя это должны быть их самые лучшие воспоминания.

Поскольку технологии психофизического воздействия на мозг и подсознание невероятно усиливают возможности нашей памяти и визуализации, полезно пережить заново неприятные события методом диссоциации.

И наоборот – пережить приятные события методом ассоциации, погружаясь в приятные чувства и эмоции и получая от этого удовольствие. В результате тренировок вы должны научиться переживать приятные события ассоциативным способом, а неприятные – диссоциативным.

Бендлер считает, что умение ассоциировать себя с приятными эмоциями и отстраняться от неприятных - это «наиболее эффективный способ изменить качество жизни личности и, как результат, поведение». Диссоциация может быть чрезвычайно полезна при лечении посттравматического синдрома у жертв насилия, войн, травм, полученных в детском возрасте, и др.

РЕСКРИПТИНГ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Следует особо отметить роль этих техник рескриптинга и изменения воспоминаний в случаях ярко выраженной детской травматической ситуации. Даже в жизни самых здоровых и адекватных индивидуумов имеются области, в которых они не испытывают удовлетворения, в которых их жизненная стратегия не является продуктивной, или в которых, как они чувствуют, они не используют весь свой потенциал.

Один мой друг, назовем его Эд, - успешный бизнесмен, ведущий полноценную и достойную личную и семейную жизнь. Но он обнаружил, что чувствует себя неудовлетворенным своей неспособностью расслабленно, раскованно вести себя перед аудиторией. После проведения ряда сеансов, направленных на решение этой проблемы, с помощью прибора светозвуковой стимуляции, он обнаружил в себе часть личности, которая желала бы развлекать людей.

Он стал вызывать воспоминания детства, чтобы выяснить, были ли какие-нибудь из них связаны с исполнительским мастерством. Он воспроизвел в памяти попытки разыгрывать комедии и сценки с песнями и танцами перед своим отцом. Его отец был очень занятым бизнесменом и не имел времени, чтобы развлекаться со своим шестилетним сыном. Эд вспомнил случай, когда он показывал отцу свою комедию, а тот сидел как каменный, без тени улыбки и выражая явное нетерпение. В результате Эд, не видя одобрения и поддержки со стороны отца, в раннем возрасте  получил установку, что он - неумелый и неловкий исполнитель развлекательных номеров; конечно, он заглушил в себе этот аспект личности.

Эд начал процесс рескриптинга, возвращаясь в воспоминаниях в моменты детства, когда он пытался разыгрывать номера перед отцом. Но теперь Эд создавал скрипты с противоположным смыслом, когда его отец выражал сожаление, что он слишком занят, чтобы уделять время сыну, что это полностью его, отца, вина, и что это не имеет никакого отношения к талантам мальчика.

Эд снова в своих скриптах становился 6-летним мальчиком, показывал отцу забавные сценки, концерты с танцами и песнями, шутки и другие забавы, и отец аплодировал, смеялся до слез, хвалил ребенка, говорил ему, как сильно он его любит и какой он талантливый.

Также Эд обнаружил, что негативные воспоминания выступлений перед отцом переживались им в ассоциативной манере, тогда как приятные и позитивные воспоминания опыта школьных выступлений хранились в памяти в виде диссоциаций – были смутными, размытыми и наблюдались как бы со стороны. Он начал переживать эти воспоминания заново, ассоциируя себя с приятными эмоциями, полностью переживая их.

Со временем Эд почувствовал облегчение и изменения в своей взрослой жизни. Он стал более уверенным и почувствовал тягу к исполнению. Он снова сел за пианино, хотя не играл 20 лет. Он вступил в небольшую группу, и они давали развлекательные концерты в городе. Сейчас он готовится сыграть роль в местном театре.

Для рескриптинга важно многократное повторение, и чем живее будут воспоминания, тем значительнее и мощнее новые скрипты. Рескриптинг требует чувствительности и воображения. Вы должны вести себя, как заправский драматург – критически оценивать созданные скрипты, избавляться от неработающих или корректировать их. Как и со всеми описанными техниками, с практикой вы будете совершенствоваться.

ТЕХНИКА ВЗМАХА

Есть еще одна действенная техника, широко применяемая практиками нейро-лингвистического программирования (НЛП), которая называется взмах (the swish pattern); разработана Ричардом Бендлером (Richard Bandler).

НЛП учит созданию такого паттерна в обычном бодрствующем состоянии. Однако я обнаружил, что, примененные в состоянии глубокой релаксации или в состоянии нулевой активности мозга, все техники НЛП дают эффект гораздо более высокого уровня. Я часто применял технику взмаха в своих лабораториях по изучению работы мозга и утверждаю, что действует она быстро и эффективно.

По сути техника взмаха работает с чем-то неприятным или нежелательным - памятью, образом, поведением или привычкой, состоянием – и автоматически превращает это в приятное и желанное. Или, по словам Бендлера, «управляет работой мозга», используя человеческую склонность избегать всего неприятного и стремиться к приятному. Теперь как это работает.

ОПРЕДЕЛИТЕ КЛЮЧЕВОЙ ОБРАЗ

Предположим, вы хотите избавиться от своей привычки Х (курение, обгрызание ногтей, переедание и т.д.). После того, как с помощью приборов вы вошли в состояние глубокой релаксации, состояние, близкое к трансу или в нулевое состояние, первым шагом будет определение ключевого образа, т.е. того, что вы видите, когда начинаете предаваться своей привычке.

Для курильщиков это может быть рука, тянущаяся к пачке сигарет, карману или сумке, где вы их держите; для того, кто привык грызть ногти, - рука, тянущаяся ко рту. Т.к. это ключевой образ привычки, которая вам не по душе, сделайте этот образ неприятным для себя. Чем неприятнее, тем лучше,

СОДАЙТЕ ЖЕЛАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ ОБРАЗ

Следующий шаг – создание желаемого образа самого себя, такого, как если бы вы уже избавились от ненавистного поведения. Этот образ должен быть очень привлекательным и приятным. Вы можете испытать несколько образов, или сделать несколько изменений в своем имидже, пока не выберите тот, что понравится вам больше всего.

ВЗМАХ

Теперь включите два образа, «взмахивая» ими. Начните с первой ключевой картинки, большой и яркой. Потом поместите маленькую, мутную и темную картинку вашего желаемого конечного образа в правый нижний угол вашего визуального поля. Потом представьте, что эта картинка мгновенно вырастает, становится больше, ярче, занимая всю область визуального поля и заслоняя собой первую картинку, которая наоборот становится тусклее, меньше, темнее.

Когда это произойдет, скажите себе: «Взмах!»с воодушевлением и энтузиазмом. После этого очистите свое визуальное поле на несколько секунд, затем все повторите. Проделайте это несколько раз.

ПРОВЕРКА

Один из способов проверки эффективности тренировок – попытаться вызвать первый, негативный образ. Если метод взмаха был применен успешно, то вам трудно будет это сделать – как только образ будет возникать в сознании, он тут же будет угасать вплоть до исчезновения, уступая место новому, положительному образу.

Ключ к успеху техники взмаха – это скорость, живость воображения, многократное повторение. Пребывая в тета состоянии или в состоянии транса, повторяйте это упражнение снова и снова, тратя лишь секунду на новое повторение.

Если вы будете работать достаточно интенсивно, то вскоре обнаружите – как только вам хочется сделать движение по старой привычке, вы будете мгновенно переключаться на новую модель поведения. В полном смысле этого слова, ваша старая привычка выработает у вас новое поведение.

ВНЕШНИЕ КЛЮЧИ

Так же как мы используем внешние сигналы для напоминания, например, о моменте для изменения поведения, вы можете запрограммировать себя автоматически на активацию техники взмаха. Если, например, нежелательное поведение связано с едой, вы можете запрограммировать себя так, что сигналом к выполнению упражнения будет открывание вами дверцы холодильника.

На начальных этапах рескриптинга частое повторение техники взмаха даст большое преимущество и эффект. Используйте свой генератор сигналов, таймер или Мотиватор (MotivAider) для напоминания о выполнении техники взмаха каждые 10 минут, и эффект рескриптинга мысленных образов значительно возрастет.

Рекомендумая литература:

For rescripting, see Thomas Budzynski's excellent articles, particularly "Brain Lateralization and Rescripting," Somatics 3 (1—10) (1981), and "Clinical Applications of Non-drug-induced States," in B. Wolman and M. Ullman, eds., Handbook of Stales of Consciousness (New York: Van Nostrand-Reinhold, 1986). A wonderful classic is Programming and Metaprogramming in the Human Biocomputer by John C. Lilly (New York: Julian, 1972). See also Software for the Mind: How to Program Your Mind for Optimum Health and Performance by Emmett Miller (Berkeley, CA: Celestial Arts, 1987). For in-dcpth discussions of associative and dissociative states, changing submodali-ties, the swish, and other NLP techniques, sec Richard Bandler's Using Your Brain for a Change (Moab, Utah: Real People Press, 1985), and the other works of Richard Bandler and John Grinder, such as Frogs Into Princes: N euro-Linguistic Programming, (Moab, Utah: Real People Press, 1979), Trance-formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis (Moab, Utah: Real People Press, 1981). and ReFraming: Neuro-Linguistic Programming and the Transformation of Meaning (Moab. Utah: Real People Press, 1982).




ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс