Серия «Аудиостимуляция».

Серия «Аудиостимуляция»

Орган слуха, по утверждению ученых, — это самый первый сенсорный орган, который появляется у человеческого зародыша уже на втором месяце жизни. Также установлено, что когда мама говорит, зародыш движется в утробе в такт с её голосом. Кроме восприятия звука в органе слуха расположен и вестибулярный аппарат.

Вообще говоря, звуки воспринимаются человеком не только с помощью уха, как такового. Человеческая кожа, обладая пьезоэлектрическими свойствами, также является органом, прекрасно воспринимающим звуки. Для чего же нам нужно такое дублирование? Согласно идеям профессора Томатиса, ухо не столько слышит звуки, сколько их слушает – то есть намеренно выделяет значимую для нас звуковую информацию.
Идея, что с помощью специальных звуков можно с различными целями воздействовать, причем не только на организм человека, но и на его личность, восходит к Аристотелю. Именно он разработал звукоряд, и даже составил рекомендации – какие звуки и для чего надо использовать.

Моё знакомство со звуковой стимуляцией началось, когда я в каталоге интернет-магазина toolsforwellness прочитал про диски Samonas Sound Therapy,[11] и впечатлился заявленными результатами. Там же было упоминание о том, что в основу этих записей положены идеи профессора Томатиса. Томатис был, наверное, первым на западе, кто обратил внимание на звуки высокой частоты. В частности, он утверждал, что звуки с частотой от 8кГц заряжают мозг энергией и обеспечивают повышение уровня умственных способностей. [12]

К тому времени я был уже довольно серьезно подкован в психоакустике и физиологии сенсорных систем, прочитал всё, что нашел, по влиянию музыки на организм человека, поэтому мне не трудно было отделить «зерна от плевел» и создать свою систему, несколько отличную от системы Альфреда Томатиса.

Например, прибор «Электронное ухо», идея которого принадлежит Томатису, периодически вырезает из музыки, или речи то низкие, то высокие звуки и это, вплоть до сегодняшнего дня, лежит в основе всей терапии «по Томатису». Между тем, примерно то же самое (чередование высоких и низких звуков) происходит и в классической музыке и в джазе и в ряде других направлений. Что же такого особенного может таиться именно в этом приборе? – Только период смены состояний фильтра. Именно период смены высоких и низких звуков способен инициировать появление в мозге сверхнизких колебаний биоэлектрической активности.

Согласно ЭЭГ[13] исследованиям Н.А.Аладжаловой, сверхмедленные потенциалы мозга (так называемые Z-ритмы) значительно более специфичны для различных функциональных состояний мозга (сон, гипноз, самоисцеление, бодрствование, внимание, визуализация образов), чем более известные альфа-, бета-, тета- (и т.д.) ритмы.

Для того, чтобы создать максимально эффективную программу, необходимо совместить в ней несколько технологий, взаимно усиливающих друг друга. Поэтому решено было привлечь другие психоакустические приемы.

Эффективность бинауральных биений для создания трансовых состояний была известна очень давно. Этот эффект был с успехом реализован в Грегорианских песнопениях. Для его организации опытный кантор как можно дальше расставлял друг от друга певчих, высота голосов которых немного отличалась друг от друга. Надо заметить, что Грегорианские песнопения и сейчас пользуются немалой популярностью. Профессор Томатис, наряду с музыкой Моцарта, также рекомендовал Грегорианские песнопения для использования совместно с прибором «Электронное ухо».

Известной проблемой эффективности ритмической стимуляции мозга является очень быстрая адаптация человеческого мозга к неизменному стимулу, в результате которой мозг уже через несколько десятков секунд начинает этот стимул просто игнорировать. А если этот стимул превышает определенный порог интенсивности, то мозг «сваливается» в весьма неприятное состояние, которое называется «разлитое торможение коры головного мозга».

Еще одной проблемой, касающейся конкретно «чистых»[14] бинауральных биений, является их низкая эффективность для вовлечения мозга в ритмический рисунок этих биений. Известным решением этой проблемы, предложенным пионером исследования бинауральных биений для достижения измененных состояний сознания Бобом Монро, является накладывание бинауральных биений в несколько слоев.
Существуют и другие «камни преткновения» на пути создания эффективной психоакустической программы. В частности, каждому человеку присущ собственный набор частот и имеются довольно серьезные трудности при навязывании ему других «посторонних» частот.[15]

Каким же образом можно в одной аудиопрограмме удовлетворить потребности совершенно разных слушателей, сохранив им возможность к полезным изменениям?

Решение кроется в особенностях человеческого восприятия, а именно, — почему мы в непрерывном спектре частот выделяем конкретные цвета и ноты.
Еще при изучении эзотерической литературы меня заинтересовало несоответствие цветов, соответствующих чакрам, описываемых в современных и относительно древних трактатах.

Если принять за истину утверждение, что «мир подчиняется закону октав», приписываемое опять же Аристотелю, то ноты и цвета – это суть одно и то же явление, реализованное в различных частотных диапазонах. Следовательно, между ними, как и между нотами в различных октавах, должно быть кратное отношение.

Последовательное деление частот, соответствующих цветам, на два – до «прихода» в звуковой диапазон, и далее – к частотам, соответствующим биоэлектрической активности мозга, привело меня к совершенно удивительным результатам. Во-первых, частоты, соответствующие средине каждого цветового диапазона, с точность до 5% совпали с частотами основных нот темперированного строя (кроме ноты Фа, — в середине оказалась нота Фа#). Во-вторых, одна октава, при последующем делении пополам, точно уложилась в соответствующие диапазоны частот бета-, альфа-, тета- и дельта- и даже Z- ритмов. В-третьих, цвета, соответствующие нотам, с одной стороны, совсем не соответствовали общепринятым в современной «шизотерической» литературе представлениям, а с другой, — очень чётко легли на наши интуитивные и культурные представления.
Если исходить из того, что ноты гораздо легче соотнести с чакрами, чем цвета – поскольку они, при прослушивании, вызывают вибрации в совершенно определенных местах у различных людей, то сердце (сердечная чакра), как ему и положено, оказалось красным; корневая чакра (соответствует простому биологическому бесцельному существованию, которое принято называть «растительным») оказалась, соответственно, зеленой; а корона – золотой.

Остальные чакры тоже не оказались исключением. Полное их описание приведено в инструкции к диску «Солнечный Ветер».[16]
Таким образом, всё сложилось в определенную систему, и остальное, как говорится, оказалось просто «делом техники». Хотя, по времени, повозиться пришлось изрядно. – Только для альфа диапазона пришлось рассчитать 72 пары бинауральных биений, затем всё это записать, в виде аудиофайлов, затем смикшировать по нотам, затем промодулировать соответствующими Z-ритмами, затем смикшировать в отдельный файл. Для диска «Исцеление» пришлось еще дополнительно подбирать и микшировать звукоряд, из природных звуков. Но это была уже не такая кропотливая утомительная работа, а, скорей, интересная и творческая.

Конечно, как говорится, — «гладко было на бумаге». — На стадии модуляции Z-ритмами пришлось столкнуться с проблемой, из-за которой я всё это чуть было ни бросил. Дело в том, что любые испробованные мной формы огибающей для модуляции Z-ритмами давали при конечном микшировании совершенно непотребный для слуха файл – какофонию скрипучих звуков. И лишь «случайно» попавшаяся мне на глаза старая книжка, про «золотое сечение», подарила мне воистину ключевую идею. Когда я сделал огибающие в виде треугольника, с вершиной, проецирующейся на основание в точку «золотого сечения», конечный файл зазвучал, наконец, гармонично….

Таким образом, итогом данной технологии стала своеобразная матрица частот, состоящая из нот (каждая нота в 9 октавах, со снижением громкости по 3дБ на октаву). При этом каждая нота была представлена парой частот, с частотой биения между ними, соответствующей частоте биения определенного диапазона биоэлектрической активности мозга.[17] То есть каждая частота бинауральных биений имеет девять слоев (по числу октав), наложенных друг на друга, и весь этот слоеный пирог промодулирован Z-частотой, соответствующей конкретному функциональному состоянию мозга и той же чакре, что и все остальные частоты в пакете. Благодаря золотому сечению, примененному к модуляции Z-ритмом, мозг способен чётко выделять частоту и взаимодействовать с ней по принципу резонанса, когда она совпадает (достаточно 90% совпадения) с собственной частотой биоэлектрической активности. А благодаря тому, что громкость остальных частот периодически спадает и нарастает, то у мозга остается возможность переключаться на другие частоты, избавляясь от навязчивых состояний.

Этой технологии я дал название «Холофоническое Автофокусирование» (ХАФ). «Холофоническое»[18] — потому что матрица включает в себя все возможные ноты в 9 октавах, — то есть весь слышимый диапазон; «Автофокусирование» — за счёт явления резонанса происходит усиление амплитуды собственных частот головного мозга, — то есть автофокусирование на собственных частотах, а не навязывание посторонних.[19]
Какие же возможности даёт Холофоническое Автофокусирование?

Улучшение тонкой моторики и общей координации движений.
В отличие от метода Томатиса, где в качестве источника высоких звуков используется обычная музыка (где, даже в скрипичных концертах, интенсивность высоких звуков не так уж велика и довольно ограничена по нотам), в Холофоническом Автофокусировании каждая нота в каждой последующей октаве звучит в два раза тише (что соответствует естественному восприятию), но при этом частоты покрывают весь слышимый диапазон – до 20кГц.

Вестибулярный аппарат представляет собой лабиринт, заполненный жидкостью. Стенки лабиринта покрыты микроскопическими волосками. Как известно, вестибулярный аппарат можно тренировать посредством специальных физических упражнений. Другой способ тренировки вестибулярного аппарата открыл доктор Томатис. Оказывается, что звуки высокой частоты непосредственно воздействуют на микроскопические волоски, заставляя их вибрировать из-за того же резонанса. Колебания преобразуются в электрические и, в свою очередь, стимулируют слуховой центр мозга, «заряжая мозг энергией».[20] Дети, с диагнозом СДВГ,[21] при исследовании слуха, обнаруживают пониженную чувствительность именно к высокочастотной части спектра. Поэтому они вынуждены постоянно двигаться, чтобы стимулировать мозг.

Учёные утверждают, что вестибулярный аппарат контролирует абсолютно все мышцы в организме человека, поэтому неудивительно, что люди, занимавшиеся, как по методу Томатиса, так и по методу Холофонического Автофокусирования, демонстрировали не только улучшение тонкой моторики и общей координации движений, но и улучшение вокальных способностей, снижение степени заикания (вплоть до полного прекращения[22]) и улучшение зрения (при так называемых возрастных изменениях).

Эти методы очень эффективны для реабилитации детей при синдромах СДВ и СДВГ, а так же при задержке речевого развития.
Например, когда мой сын пошел в школу, то после окончания первой четверти, учительница заявила нам с женой, что он не способен к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе из-за низкого уровня внимания и повышенной утомляемости на уроках.[23]

Как раз, за полгода до поступления сына в школу, я сделал диск «Звездный Странник», специально для реабилитации при СДВ и СДВГ. Уже через две недели регулярного прослушивания второго («лечебного») трека (всего 15 минут утром, сразу как проснется) учительница заявила нам, что за двадцать с лишним лет своей педагогической практики она впервые видит такие результаты, — когда мальчик, как по волшебству, полностью преобразился и стал хорошо работать на всех уроках, включая и последние. Она была убеждена, что мы нашли какое-то волшебное лекарство.

Надо заметить, что эффективность данных технологий отнюдь не ограничивается детским возрастом. С одной стороны, СДВ (СДВГ), если их не «лечить»,[24] так и остаются с человеком до самой смерти. А с другой стороны, известно, что с возрастом чувствительность к высоким звукам сильно падает, и вместе с этим снижается и общая энергетика организма.

Хотите твердо стоять на своих ногах?
Рассуждая о наличии у человека пяти органов чувств, почему-то забывают про шестое чувство – чувство равновесия (вестибулярный аппарат). Человека, у которого нарушено то, или иное чувство принято называть инвалидом. В зависимости от степени поражения инвалидов делят на группы. Но, независимо от группы, человек являющийся инвалидом по какому-то одному органу восприятия способен более-менее функционировать, хотя бы на уровне элементарного самообслуживания. Так вот, если у человека нарушен вестибулярный аппарат, человек, обычно, получает высшую форму инвалидности и не способен себя обслуживать, поскольку любое движение приводит его мозг к крайней степени дезориентации.
Я привел этот пример не для устрашения, а для того, чтобы показать насколько важным является вестибулярный аппарат, как орган восприятия действительности. Не исключено, что он имеет и другие, пока что малоизученные функции.

А слышали ли вы выражение: «этот человек твердо стоит на своих ногах»? Да, так мы говорим об уверенном в себе человеке, хорошо ориентирующимся в современной жизни, имеющим стабильный доход, наконец. Но только ли это образное выражение? Многочисленными исследованиями, проведенными еще в 70-х годах прошлого столетия в США и Швеции, была установлена непосредственная связь между хорошим вестибулярным аппаратом и чувством уверенности в себе и, как правило, успешностью в жизни.

Таким образом, технология Холофонического Автофокусирования может существенно помочь человеку в любом возрасте действительно обрести новое качество жизни.

Улучшение когнитивных функций (анализ и синтез, внимание и память).
Еще Аристотель утверждал, что определенные звуки должны улучшать умственные способности. В прошлом веке, получил развитие и признание метод музыкальной терапии, — когда для «лечения» различных душевных недугов составляли подборку определенных музыкальных произведений. Тогда же были проведены и научные исследования, которые выявили, что сложная музыка (например, классическая и джаз), при регулярном «употреблении», значительно повышает умственные способности.[25]

В методе Холофонического Автофокусирования, с одной стороны, осуществляется очень сложное взаимодействие нот,[26] а с другой, как и в музыке, это взаимодействие осуществляется по вполне определенным законам.

Таким образом, в дополнение к воздействию звуков высокой частоты, сложная структура нотной матрицы, в методе ХАФ, способствует тренировке когнитивных функций мозга. Так же, как и звуки высокой частоты, данная особенность доступна людям любого возраста.

Индуцирование различных функциональных состояний мозга.
Как я уже писал, — Z-ритмы очень специфичны для различных функциональных состояний мозга. Применение различных Z-ритмов, для создания аудиопрограмм разнообразной направленности, – это еще одно существенное отличие метода Холофонического Автофокусирования от метода Томатиса. Например, эффективность «Звездного Странника» в реабилитации СДВ (СДВГ) обусловлена не только звуками высокой частоты и сложной музыкальной матрицей, но и наличием Z-ритмов (для каждой ноты свой ритм), соответствующих вниманию. Что касается памяти, то она напрямую зависит от уровня внимания при восприятии.

Несмотря на низкую специфичность, в сочетании с Z-ритмами, «классические ритмы мозга» (альфа-, бета- и т.д.), вернее их стимуляция, могут также сыграть существенную роль при создании эффективных аудиопрограмм.

Например, в «Звездном Страннике» применяется стимуляция альфа-ритмами (для каждой ноты свой ритм). Альфа-ритмы, в общих чертах, – это ритмы самовосстановления, саморегуляции и творческой активности. Кроме того, они гораздо более соответствуют детям школьного возраста.
А вот в аналогичных программах для взрослых – «Эндорфины 2», «Массаж Мозга 2» применяется стимуляция бета-ритмами. В медитативных программах – «Тета-медитации», «Путешествие по внутренним мирам», соответственно, — тета-ритмами. В программе «Исцеление 1» — соответственно, тоже альфа-ритмы.

Автоподзавод?
Некоторые люди, в основном, уже в пожиловатом возрасте, сталкиваются с таким неприятным явлением, как тинитус – постоянный шум, или звон в ушах. Врачи до сих пор так и не выявили причину заболевания но, как обычно в таком случае, пытаются «лечить» симптомы. Исходя из того, что регулярное применение методов Томатиса, или ХАФ, по крайней мере, значительно снижает интенсивность этого шума, а, чаще всего, и полностью его убирает, можно предположить, что причиной возникновение этих внутренних звуков являются определенные провалы в спектре восприятия звуков человеком. Таким образом, мозг начинает специально генерировать эти звуки непосредственно в нервной системе, чтобы обеспечить себе определенный уровень бодрости. Косвенным подтверждением этой гипотезы являются жалобы людей, что эти шумы больше всего мешают им нормально засыпать. Таким образом, мозг, с помощью этих шумов занимается своеобразным автоподзаводом….

И слушать и слышать.
Люди, изучающие иностранный язык часто сталкиваются с проблемой произношения и с проблемой понимания природных носителей языка. В чем же причина? Не секрет, что языки, даже одной группы, могут сильно различаться по звуковому строю (соотношению, высоких и низких звуков и дифтонгов).
В этом отношении русскоговорящим немножко повезло, поскольку русский язык весьма разнообразен и немного уступает лишь английскому по количеству высоких звуков. Тем не менее, Альфред Томатис, начавший свою известность с реабилитации оперных певцов и артистов, потерявших голос, утверждал, что человек способен воспроизводить голосом лишь те частоты, которые он слышит.
Таким образом, отсутствие чувствительности уха к определенным звукам у человека часто создаёт проблему взаимного непонимания между этим человеком и иностранцем.

Методы Томатиса и ХАФ способны довольно быстро натренировать ухо на восприятие высоких звуков. Например, я всего за месяц занятий со «Звездным Странником» расширил диапазон своего слухового восприятия с 14кГц до 17кГц.
Подводя итоги, можно утверждать, что аудиопрограммы, созданные по методу Холофонического Автофокусирования имеют как общие, так и специфичные для каждой программы положительные свойства.

К общим положительным свойствам можно отнести следующие:

[11] Теперь они делают диски только по индивидуальному заказу.

[12] Хотя древним китайцам (впрочем, как и современным) было прекрасно это известно, и они специально держали (и держат) в доме певчих птиц не только для удовлетворения эстетических потребностей, но и, в первую очередь, именно с целью повышения умственных способностей своих детей.

[13] ЭЭГ – электроэнцефалография – метод исследования биоэлектрической активности мозга.

[14] Человеческие голоса в Грегорианских песнопениях как раз обеспечивают, как несколько слоев, так и постоянные изменения частоты ББ.

[15] Это, к тому же, совершенно не вредно и даже, наоборот, при успехе, может сослужить очень хорошую службу для избавления от навязчивых мыслей и эмоций и даже заболеваний.

[16] Желающим ознакомиться с таблицей частот, построенных от частот солнечного спектра, таблицу можно скачать по ССЫЛКЕ.

[17] Хотя общепринятым считается возможность слышать ББ на несущих только до 1кГц, но исходя из своего многолетнего опыта, могу утверждать, что не всё так однозначно. Я, например, слышу ББ на частотах около 4кГц, причём слышимость явно промодулирована (ритмично появляется и исчезает) каким-то Z-ритмом. Не исключено, что организм такие ББ воспринимает, но в сознании это не отражается. По крайней мере, эффективность данной технологии, на сегодняшний день, уже не вызывает сомнения.

[18] От греческого ?λοζ (холос) - весь, целый.

[19] Кстати, исследователями аудио-видео стимуляции мозга (АВС) давно было замечено, что мозг гораздо охотней следует за стимулами лишь в определенных диапазонах частот, которые получили названия «окна» (чем ближе к центру окна, - тем лучше). Так вот, эти окна как раз совпадают с полосами частот, построенных от солнечного спектра.

[20] Строго говоря, - повышается общий жизненный тонус организма и улучшаются когнитивные функции.

[21] СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

[22] Известный пример – Жерар Депардье, который очень сильно заикался и по этому поводу проходил курс реабилитации у Томатиса.

[23] Дело в том, что у него была родовая травма шейных позвонков. Он проходил несколько курсов лечения у вертебролога и лекарственную терапию препаратом Билобил. В результате, в домашних условиях, никаких отклонений и задержек не наблюдалось.

[24] На самом деле, эти методы не являются лечением, а являются элементарной тренировкой, если хотите - реабилитацией.

[25] Вероятней всего, это связано с общей функцией мозга – предсказывать изменения. Сталкиваясь с каким-то сложным явлением, мозг старается вычленить составляющие и систему взаимодействия (анализ), а потом, на основании этого, осуществить предсказание (синтез). Если предсказание сбывается, то мозг получает удовольствие. Наработанные таким образом нейронные связи в дальнейшем принимают живое участие и в повседневной жизни. Например, давно известна корреляция между музыкальными и математическими способностями. Между прочим, многие люди, занимавшиеся с аудиопрограммами, сделанными по методу ХАФ, отмечали, что в результате этих занятий они стали понимать и полюбили классическую музыку.

[26] Повтор какой-то композиции возможен лишь, если бы воспроизведение по данному алгоритму велось несколько часов подряд.


Руководство по дискам Андрея Патрушева


ООО «Компьютерия», 119334 г. Москва, Ленинский проспект, дом 45
ИНН: 7730533653, ОГРН: 1057749322620
(499) 135-33-81, +7-916-164-74-74, mindmachine@bk.ru
о проекте, прайс